Российский авторынок сократился по итогам 2014 года на 10,3%. Всего за прошлый год было реализовано 2 млн 491 тыс. новых автомобилей, что на 286 тыс. меньше объема рынка в 2013 году.
Однако падение могло быть еще большим, если бы не ажиотажный спрос на машины в декабре, вызванный резким обесценением рубля. Так, за декабрь было реализовано 270,6 тыс. автомобилей, что на 6,3 тыс. машин, или 2,4%, больше, чем в декабре 2013 года. Более того, продажи в последний месяц минувшего года стали рекордно высокими за всю историю российского авторынка. Такие данные привел в своем итоговом отчете комитет автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ).
В минувшем декабре только три бренда из первой десятки не смогли превысить свои прошлогодние показатели. Так, на 9% в минус ушли в декабре продажи Lada (35,3 тыс. проданных машин), на 28% — Chevrolet (13,5 тыс. машин), на 26% — Ford. Больше всего среди лидеров рынка нарастил свои продажи импортер Mitsubishi – на 51% (12,7 тыс. машин) в сравнении с этим же месяцем прошлого года.
Что касается результатов за весь год, то с отрицательной динамикой относительно 2013-го его завершили большинство участников топ-10: Lada (-15% и 387,3 тыс.), KIA (-1% и 195,6 тыс.), Renault (-7% и 194,5 тыс.), Hyundai (-1% и 179,6 тыс.), Volkswagen (-18% и 128 тыс.), Chevrolet (-29% и 123 тыс.) и Ford (-38% и 65,9 тыс.).
Рост продаж по итогам года был только у Nissan (11% и 162 тыс.), Toyota (5% и 161 тыс.) и Mitsubishi (2% и 80 тыс.).
Кроме того, статистика в очередной раз наглядно подтвердила, что экономические трудности, обвал рубля и прочие неприятности несильно сказываются на премиальном сегменте, где продажи не только не упали, но и заметно выросли.
Так, свои годовые объемы продаж нарастили Mercedes-Benz — 49,1 тыс. машин (+11%), Land Rover – 21,1 тыс. (+1%), Lexus – 19,1 тыс. (+21%), Volvo – 15,4 тыс. (+3%), Infiniti – 8,9 тыс. (+4%), Porsche – 4,7 тыс. (+24%).
По словам председателя комитета АЕБ Йорга Шрайбера, с кумулятивной потерей объема авторынка в 10% прошедший год останется годом разочарований, невзирая на сильный финиш: «Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже.
Мы прогнозируем, что объем рынка составит 1,89 млн новых машин – это на 24% меньше, чем было реализовано в 2014-м.
Рынок будет сокращаться под влиянием падения курса рубля и продолжения роста ставок по кредитам. Основной провал в продажах произойдет в первом квартале года».
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, каким образом отразились санкции на работе автокомпаний в прошедшем году и к чему им готовиться в 2015-м, Шрайбер ответил, что российская сторона не готовит ответных санкций, особенно в области автомобильного производства и импорта. Кроме того, он отметил, что санкции со стороны Запада оказали на рынок косвенное воздействие.
«Прямого воздействия санкции не оказали, но через опасения, ощущения кризиса в голове потребителей они повлияли на готовность приобретать автомобили, — сказал Шрайбер. — Прямого негативного влияния не было.
В некоторой мере введение западных санкций в Крыму помогает лучше понять, чем нельзя заниматься, а чем можно, с точки зрения бизнеса.
Мы внимательно изучили список санкций, который был опубликован в декабре. Там написано, что ограничения касаются только грузовых автомобилей весом свыше 3,5 т. Но продавать там автомобили из России можно без опасения каких-либо санкций».
Шрайбер обратил внимание и на тот факт, что в исторической перспективе прогнозируемый объем рынка в этом году опустится до показателя 2006 года. «Ситуация тяжелая, но бывало и хуже, — отметил Шрайбер в ходе пресс-конференции. – В 2009 году рынок обвалился еще сильнее».
Кроме того, глава комитета АЕБ подчеркнул, что в кризисном ушедшем году на российском авторынке продолжил расти сегмент SUV, притом что остальные сегменты сократились. «Сейчас же с российского рынка могут уйти многие модели автомобилей из числа тех, что производятся за рубежом», — считает Шрайбер.
Ожидания отдельных автокомпаний существенно отличаются от консолидированного прогноза АЕБ. Так, в «Хонда Мотор Рус» прогнозируют сокращение рынка в 2015 году примерно на 40%.
Как отмечает глава маркетинга и продаж компании Михаил Плотников, исходя из предновогодних курсов валют, легко предположить, что инфляция на автомобильном рынке может достигнуть 30%.
«Касаемо повышения цен на автомобили Honda: все будет зависеть от динамики курса, но, однозначно, наш сегодняшний уровень цен не соответствует текущему курсу, — рассказал он «Газете.Ru». – Что касается уменьшения квот, то такая возможность есть, однако на сегодняшний день масштабы сокращения не зафиксированы».
В «Тойота Мотор» отмечают, что по итогам 2014 года компания увеличила долю рынка до 6,5%, что не только на 0,9% больше в сравнении с 2013 годом, но и вообще является рекордным показателем для импортера в России.
Как рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» представитель компании,
все запланированные на этот год обновления модельного ряда, прежде всего Toyota Camry и Lexus NX, остаются в силе.
Управляющий директор компании «Киа Моторс» Артем Гусаров заявил, что их прогноз на этот год имеет достаточно широкую вилку, а у компании есть несколько сценариев работы на рынке, которые могут реализовываться в зависимости от обстоятельств. «В любом случае наша стратегия будет весьма агрессивной, — рассказал «Газете.Ru» Гусаров, —
цены на автомобили KIA, как и у всех участников рынка, выросли, но не так сильно – это одно из наших главных преимуществ перед конкурентам. Мы и дальше будем придерживаться такого курса в ценообразовании».
Собеседник также отметил, что в этом году складские запасы компании лишь немногим меньше, чем были ранее.
«Ситуация на авторынке в 2015 году точно не станет проще, но многое будет зависеть от политики импортеров, а также от того, будет ли российское правительство вводить меры поддержки авторынка, — поделилась с «Газетой.Ru» свои мнением директор дилерских центров Mitsubishi «Рольф Центр», «Юг» и «Восток» Светлана Виноградова. — Программа автокредитования, доказавшая свою эффективность в прошлом году, едва ли сможет остановить падение авторынка в 2015-м. Возобновление программы субсидирования автокредитов могло бы быть куда более эффективной мерой, причем при любой ставке рефинансирования».
По словам собеседницы, Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) недавно в очередной раз обратилась к Минпромторгу с предложением вновь запустить программу — решение должно быть озвучено до 5 февраля.