Украинский рынок новых автомобилей поставил очередной антирекорд по продажам в январе этого года. Так, за прошлый месяц было реализовано всего 2,6 тыс. новых машин — это в 4,6 раза меньше, чем в январе 2014 года.
В «Укравтопроме» отмечают, что, помимо значительного падения объемов продаж, существенно изменилась и структура рынка. Если раньше лидерами были бренды Gelly и ZAZ, то сегодня их потеснили японские и европейские производители.
Наибольшая доля рынка — 13% — по итогам продаж в январе принадлежит бренду Nissan: за месяц было продано 340 единиц, что на 35% меньше показателя 2013 года.
На втором месте оказалась марка Renault, объем январских продаж которой составил 200 машин — это на 65% меньше, чем в 2013-м.
«Таким образом, автомобили французско-японского альянса, помимо первых двух мест январского рейтинга, обеспечили более 20% всех продаж на украинском рынке новых легковых авто», — подчеркивают в «Укравтопроме».
На третьей строчке рейтинга производителей по объему продаж расположилась марка Skoda со 188 реализованными единицами. При этом в январе 2014 года на украинском авторынке было продано в три раза больше машин этого бренда, а компания занимала пятое место в рейтинге.
Четвертое место у Toyota, которая в январе смогла реализовать только 180 новых машин: падение продаж составило 87% относительно января 2014-го. Замыкает «пятерку» лидеров Mazda с показателем 174 автомобиля, которая в прошлом году занимала 15-е место в рейтинге.
Продажи бренда Lada на украинском рынке составили в январе 83 единицы — это на 60% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
При этом в январе 2014 года на украинском авторынке в числе лидеров продаж были марки Geely, собиравшиеся на тот момент Кременчугском автосборочном заводе, Toyota, ZAZ, Ford и KIA.
По подсчетам «Укравтопрома», в 2014 году объем украинского авторынка составил 97 тыс. новых легковых автомобилей, что на 54,5% меньше, чем было продано в 2013-м. Чтобы понять масштаб кризиса, стоить отметить, что в 45-миллионной стране за год продали машин ощутимо меньше, чем в 3,8-миллионном Татарстане и примерно столько же, сколько в 5,5-миллионом Краснодарском крае.
Лидером украинского рынка по итогам года стали Toyota, Geely, ZAZ, Hyundai и Volkswagen.
Эксперты отмечают: прошлый год стал самым худшим для украинского автопрома за последние 15 лет, что обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, а также потерей части территорий.
Представитель компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий считает, что девальвация валюты существенно сказалась на покупательской способности потребителей и стала основным фактором обрушения авторынка.
Если сравнивать текущую стоимость новых машин с теми ценами, которые были в январе 2014 года, то подорожание составило в среднем 200–250%,
— рассказал «Газете.Ru» Омельницкий. — Кроме того, программы автокредитования сейчас практически полностью свернуты. Предложение популярных моделей сокращается».
Что касается изменения структуры рынка, то эксперт поясняет, что в новой ценовой системе координат сбыт бюджетных авто более эластичен и восприимчив к росту цены, а средний ценовой сегмент в меньшей степени отреагировал на рост, поэтому и произошла смена лидеров.
«Иными словами, по новым ценам потребители готовы покупать только качественные проверенные автомобили», — объясняет Омельницкий.
Кроме того, по словам эксперта, падение продаж связано и с уменьшением территории страны: отсоединением Крыма, фактическим отпадением ДНР и ЛНР. «Если в плане территории сокращение составило 10%, то в рыночном аспекте — 25% продаж, — поясняет собеседник. —
В «Автоконсалтинге» прогнозируют 30-процентное сокращение авторынка в 2015 году. «Если в 2014-м удалось реализовать менее 100 тыс. машин, то в этом году, по нашим подсчетам, объем рынка сократится до 60–70 тыс. единиц», — уточнил эксперт.
«У правительства нет никакого плана по поддержке авторынка — его отправили, так сказать, на вольные хлеба.
Есть, конечно, вариант отмены таможенных пошлин, но это весьма отдаленная перспектива», — уточнил Омельницкий.