В пятницу в первом чтении большинством голосов Госдума приняла законопроект, регламентирующий режим платных парковок и процедуру эвакуации автомобилей. Пока речь идет только об изменениях в ст. 27.13 (задержание транспортного средства) и 12.35 КоАП (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию), а ко второму чтению в документе появится ряд знаковых нововведений. Поправки в законодательство подготовил депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков.
Согласно законопроекту, автовладелец на законных основаниях может забрать машину у парковочных служб, пока эвакуатор с его автомобилем не начал движение.
То есть эвакуация автомобиля при нарушении правил парковки прекращается, если нарушение может быть устранено на месте, например водитель перепаркуется правильно или уедет.
Работники служб эвакуации впервые будут нести материальную ответственность в случае отказа на требование автовладельца вернуть ему автомобиль. Наказание составит 2 тыс. руб. для граждан и 20 тыс. руб. для должностных лиц. При этом должностным лицам, оформляющим протоколы о правонарушении, запретят покидать место эвакуации машины до тех пор, пока погрузчик не уедет.
Что будет во втором чтении
Ко второму чтению планируется значительно расширить законопроект. Парламентарий предлагает обязать инспекторов Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) и сотрудников ГИБДД оставаться на месте эвакуации до тех пор, пока спецтранспорт с загруженным автомобилем не придет в движение.
Кроме того, стоимость эвакуации, согласно поправкам в законопроект, будет значительно снижена и перестанет зависеть от мощности автомобиля.
Как ранее пояснял «Газете.Ru» Вячеслав Лысаков, полностью исключить плату за эвакуацию пока невозможно. «Денег из бюджета на это выделить не получится, — считает депутат. — Хотя по логике вещей надо тогда брать деньги и с нарушителей закона, которых доставляют в отделение полиции, например. В любом случае автомобилисты не должны платить за принудительную эвакуацию своей машины по коммерческой цене: это не должно быть бизнесом». Не исключено, что в этой части законопроекта будет прописана необходимость установления правительством региональных ценовых зон.
Вполне возможно, что эта инициатива получит особую поддержку после недавнего заявления президента России Владимира Путина о том, что «штрафы за эвакуацию автомобилей с улиц не должны быть запредельными».
Увозить только тех, кто мешает движению
В законопроекте ко второму чтению также будет прописан порядок эвакуации, согласно которому должностные лица обязаны будут определять, в каком случае автомобиль эвакуировать нужно, а в каком – нет. «Сегодня машины эвакуируются без разбора, — отмечает Лысаков. — Увозят чаще не те автомобили, которые мешают дорожному движению или пешеходам, а те, которые легче увезти. Но если автомобиль не создает помех движению, то выписать штраф за нарушение правил стоянки и остановки вполне достаточно.
Машины будут эвакуировать только в тех местах, где установлены соответствующие информационные знаки, предупреждающие водителя о таких последствиях».
По словам депутата, чтобы реализовать эту инициативу, возможно, понадобится внести изменения в ПДД. Кроме того, по словам Лысакова, в законе может появиться норма, согласно которой действие запрещающего стоянку и остановку знака будет начинаться только спустя месяц после его установки. Автор инициативы считает, что это поможет избежать такой ситуации, когда городские власти устанавливают временные или постоянные знаки и в тот же день начинают эвакуировать машины, припаркованные до этого момента без нарушений ПДД.
В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) «Газете.Ru» заявили, что столичные чиновники уже разработали собственные нормативы, согласно которым эвакуаторщики обязаны вернуть автомобиль владельцу до начала движения спецтранспрта. «С 1 декабря весь процесс эвакуации записывается на видеорегистраторы, запись с которых будет храниться в течение 30 дней. Кроме того, у нас появились конфликт-менеджеры и заработала «горячая линия», — отметили в пресс-службе АМПП.
«Что касается перемещения автомобилей, припаркованных под знаком 3.27, то здесь важно понимать, что стоянка под таким знаком – это всегда нарушение и об этом должен знать каждый участник дорожного движения, — добавили в АМПП. — Поэтому нельзя в каких-то местах запретить эвакуацию, а в каких-то разрешить, так как припаркованный с нарушением автомобиль может мешать проезду общественного транспорта, проходу пешеходов, другим участникам дорожного движения».