Первые два эвакуатора загорелись в Краснодаре еще 16–17 ноября. Еще три спецавтомобиля сгорели в конце прошлой недели.
Об этом «Газете.Ru» сообщил инженер отдела Государственного пожарного надзора управления надзорной деятельности краевого управления МЧС Дмитрий Пилипчак.
«21 ноября в единую службу спасения поступило сообщение о возгорании грузовой машины на 12-м километре Ростовского шоссе по улице Яблоневой в садоводческом товариществе «Калинино». Пострадали два припаркованных у дома автомобиля, — рассказал Пилипчак. — В воскресенье в 4.39 утра поступило еще одно сообщение о возгорании грузового автомобиля по улице Алуштинской. Площадь пожара составила 10 квадратных метров, в результате пострадали грузовой и два легковых автомобиля».
Во всех случаях предполагаемая причина пожара – поджог.
Обсуждение участившихся поджогов не сходит со страниц социальных сетей краснодарских интернет-пользователей. Гражданские активисты и местные урбанисты схлестнулись в споре: благо или зло для городских улиц машины с манипуляторами? Одни утверждают, что их автомобиль увезли несправедливо («вокруг почти все неправильно припарковались», «вышел на пять минут»), немногочисленные другие настаивают: без жесткой позиции властей с оставленными на тротуарах и под запрещающими знаками автомобилями не справиться. На это накладывается крайняя нехватка парковочных мест, которые после 10 утра в центре Краснодара найти практически невозможно.
Официальный представитель управления МВД по Краснодару Артем Коноваленко пояснил «Газете.Ru», что сгоревшие эвакуаторы принадлежали разным индивидуальным предпринимателям.
«Никакого отношения к эвакуаторам, которые забирают неправильно припаркованные машины, они не имели. Эти машины эвакуировали поломавшиеся на дороге машины по заявке самих хозяев», — уточнил представитель полиции.
«Сжигают, наверное, представители эвакуаторной инквизиции, — отшутился в ответ на вопрос «Газеты.Ru» депутат заксобрания Краснодарского края единоросс Алексей Гусак. — А вообще к эвакуаторам отношусь положительно, несмотря на то что с завидной периодичностью мою машину эвакуируют».
Народный избранник признался, что забавный случай с эвакуатором произошел в день, когда Гусаку выдали значок и удостоверение депутата. «Выхожу из законодательного собрания с радостными мыслями, как отпраздновать это, а машины нет. Мигом отрезвило», — с улыбкой вспоминает парламентарий.
По его мнению, все-таки эффективнее оказались бы специальные блокираторы, потому что на узких краснодарских улицах работающие эвакуаторы часто создают больше помех, чем неправильно припаркованные машины. Вместе с тем работа машин с манипулятором, подытожил собеседник, заставляет многих краснодарцев быть внимательнее – люди боятся потерять не только деньги, но и в первую очередь время на возвращение автомобиля.
Жительница кубанской столицы Александра Жирова поделилась с «Газетой.Ru» историей «выкупа» неправильно припаркованной машины: автомобиль увезли днем, об этом девушка узнала только поздним вечером после работы.
«Долго бегала вокруг штрафстоянки, вообще не понимая, где у них вход на территорию. Вышел охранник, предложивший «договориться»: вместо штрафа в 1500 рублей плачу ему тысячу, а на соседнем посту ДПС «за это порвут протокол». Не считая, конечно, 2300 рублей за эвакуацию.
Разумеется, на «развод» не пошла и оплатила все официально», — рассказала Жирова.
Председатель Общественного совета при главе Краснодара по вопросам развития городской среды Елена Шувалова рассказала «Газете.Ru», что слышала версию о поджоге эвакуаторов конкурентами – в городе работает несколько десятков машин, и между их владельцами могло возникнуть недопонимание.
«Не думаю, что конкуренты, если это вменяемые люди, будут рисковать бизнесом, тюрьмой, ради нескольких эвакуаторов. Скорее всего, это разозленные чем-то агрессивно настроенные экстремальные группы. Но если это конкуренты, то возвращаемся в 90-е, это очень плохо», — констатирует Шувалова.
По мнению председателя Общественного совета, поджог пяти эвакуаторов за такой короткий срок «крайне тревожный звонок, свидетельствующий о высоком уровне агрессии, недовольства тем, что происходит в городе. Представителям властей – мэру или даже губернатору – нужно выступить с обращением, разъяснить жителям ситуацию, призвать сообщать, если стали свидетелями подобных случаев. Такого в Краснодаре не было давно».
Координатор проекта «Молодежный бизнес России» в Краснодарском крае Инна Чигарева отметила, что более чем в половине случаев с бизнесменами расправляются их же конкуренты.
«Как правило, они действуют цивилизованными методами через правоохранительные органы, суды, администрацию, в целом нельзя говорить, что регион вернулся в 90-е, это не характерно», — считает Чигарева.
Зато член ревизионной комиссии краевого отделения ОНФ Георгий Давитлидзе уверен, что поджоги эвакуаторов однозначно не случайны. «По одной простой причине – чисто экономические критерии перемешались с политическими. Слишком лакомый кусок --вывоз автомобилей на штрафстоянки, потому что, по моему мнению, цены на это необоснованно завышены, — рассуждает эксперт. — Обычным предпринимателям дают понять: вам не место в этой лакомой нише».