В ночь на понедельник в Москве произошло первое смертельное ДТП с участием созданной два года назад в Москве службы платной эвакуации. По данным правоохранительных органов, около 5 часов утра на нулевом километре автодороги Мамыри — Саларьево (Новая Москва) сотрудники ГИБДД остановили автомобиль Volkswagen Passat, водитель которого оказался пьян. На место происшествия был вызван эвакуатор ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) для перемещения автомобиля правонарушителя на специальную стоянку. Сдавая назад для погрузки машины, эвакуатор случайно задавил пассажира немецкой иномарки.
Погибшим оказался гражданин Украины, житель города Антрацит (Луганская область).
По факту аварии столичная полиция уже возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). Виновнику ДТП по данной статье грозит до пяти лет лишения свободы.
Между тем в полиции также поспешили предупредить возможные спекуляции вокруг ДТП с эвакуатором. В пресс-службе ГУ МВД отметили, что заявления лиц, не являющихся субъектами правоохранительной деятельности, об обстоятельствах ДТП с участием эвакуатора могут быть расценены как давление на следствие.
«По предварительным данным следствия, в ходе движения эвакуатора задним ходом для объезда препятствия водитель не убедился в безопасности предпринятого маневра, как того требуют правила дорожного движения, и совершил наезд на пассажира эвакуируемого транспортного средства», — заявили в пресс-службе.
В ГУ МВД отметили, что следствие рассматривает данную версию в качестве основной, «однако она будет дополнительно проверяться и уточняться в ходе расследования».
«Любые иные заявления отдельных лиц, не являющихся субъектами правоохранительной деятельности, об обстоятельствах произошедшего не имеют ничего общего с официальными версиями следствия и могут быть расценены как попытка оказать давление на процесс законного расследования в целях формирования не истинной картины произошедших событий», — подчеркнули в ведомстве.
Скорее всего, в полиции хотели предостеречь от громких заявлений различных активистов и политиков – после нашумевшей истории с «паркменом» Константином Алтуховым. Автовладелец 15 октября якобы успел вернуться к машине до начала эвакуации своей машины и, забравшись в нее, почти сутки не давал увести ее на штрафстоянку. В итоге Алтухов добился своего, а сама история получила широкий общественный резонанс, причем в адрес ГКУ «АМПП» обрушился шквал критики. Более того, депутаты Госдумы из некоторых фракций и вовсе предложили запретить в Москве платную эвакуацию – соответствующие инициативы будут рассматриваться в ноябре.
Впрочем, пока таким давлением на следствие может выглядеть лишь комментарий самого ГКУ «АМПП», где поспешили обвинить во всем самого погибшего украинца – якобы он был пьян и сам бросился под колеса.
«Все действия производились крайне аккуратно, учитывая состояние владельца транспортного средства», — прокомментировали инцидент в пресс-службе ГКУ «АМПП».
«В 5.30 после загрузки автомобиля на платформу эвакуатора водитель начал движение по направлению к спецстоянке, но через секунду услышал крик и остановился. Выйдя из кабины, он увидел человека лежащего под задней осью эвакуатора. Этим человеком оказался пассажир эвакуируемого автомобиля, который, по словам очевидцев, по неизвестным причинам бросился под колеса эвакуатора». Водитель спецавтомобиля, как установило медосвидетельствование, был трезв.
Между тем, по данным «Газеты.Ru», непосредственно момент гибели мужчины никто не видел – присутствовавшие на месте сотрудники ГИБДД и понятые стояли рядом, но были заняты оформлением протокола. В связи с этим, по словам источника, говорить о том, что мужчина «бросился под колеса», пока преждевременно. Кроме того, пока нет подтвержденных данных и о состоянии алкогольного опьянения погибшего.
Однако в ведомстве уверены, что, несмотря на то, что расследование только началось, «уже сейчас можно констатировать, что вины водителя эвакуатора в данном случае нет, так как он действовал строго по регламенту и, учитывая обстоятельства, вел себя крайне аккуратно».
«Кроме того, работа эвакуатора в данном случае не была связана с его непосредственными обязанностями — эвакуацией неправильно припаркованных машин.
Также стоит еще раз подчеркнуть, что и пассажир, и водитель автомобиля находились в состоянии сильного алкогольного опьянения и не контролировали свои действия», — подчеркнули в пресс-службе АМПП, отметив, что спецавтомобиль был вызван сотрудниками ГИБДД.
В пресс-службе ГКУ «АМПП» «Газете.Ru» не смогли уточнить, пришлось бы пьяному водителю дополнительно оплачивать эвакуацию и хранение своего автомобиля на спецстоянке – с нарушителей правил парковки, а также стоянки и остановки в Москве за это взимается плата: 5000 руб. за эвакуацию и 1000 руб. за каждые сутки хранения после первых 24 часов.
Между тем о необходимости оплачивать аналогичные действия другим нарушителям в законах ничего не говорится – пьяному водителю грозит только штраф в 30 тыс. руб. и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Однако сам факт того, что к «непрофильной» эвакуации привлекают автомобили ГКУ «АМПП», вполне законен.
Глава комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков сообщил в понедельник, что с московскими властями достигнута договоренность о том, что по всем случаям нарушения ПДД эвакуаторами будут проведены служебные проверки. «Я получил заверение, что будет проведена серьезная работа по профилактике нарушений ПДД водителями эвакуационных служб», — отметил он.