Люблинский райсуд Москвы в понедельник арестовал столичного автомобилиста Дмитрия Афанасьева, который пытался помешать эвакуации своей машины, запрыгнув в нее в тот момент, когда она уже была погружена на эвакуатор. Суд принял решение, что водитель виновен по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Афанасьеву грозил арест на срок до 15 суток, однако в итоге суд присудил ему только пять суток.
Тем не менее решение суда стало беспрецедентным: до сих пор в Москве за помехи эвакуации автомобиля под стражу еще не брали.
Кроме того, Афанасьев также должен будет заплатить 8 тыс. руб. — штраф за стоянку в неположенном месте и услуги эвакуации: после задержания его автомобиль все-таки отвезли на штрафстоянку. Теперь, чтобы забрать свою машину, Афанасьеву придется оплатить еще и услуги штрафстоянки: бесплатно машина там находится лишь первые 24 часа, а далее владелец должен будет заплатить 1000 руб. за каждые сутки.
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Люблинского суда, автомобиль «Тойота» был припаркован 24-летним Афанасьевым на улице Верхние Поля рядом с рынком «Садовод» в запрещенном для стоянки месте. Водитель вернулся к машине в тот момент, когда ее погрузили на эвакуатор.
«Когда водитель эвакуатора увидел, что молодой человек пробрался в салон уже погруженной на спецавтомобиль машины, то связался с диспетчером, который, в свою очередь, и вызвал полицейских, — пояснила сотрудница пресс-службы. – Конфликт между полицейскими и Афанасьевым продолжался около 25 минут: стражи порядка просили водителя покинуть погруженный на эвакуатор автомобиль, объясняли, что он понесет ответственность за неповиновение этим требованиям».
В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» не скрывают, что столь жесткое наказание во многом обусловлено действиями Константина Алтухова, который на прошлой неделе около 22 часов мешал эвакуации своего автомобиля, утверждая, что она незаконна.
После того как он смог добиться формальной победы, уже в тот же день, 16 октября, у него появился первый последователь. Мужчина, представившийся Светозаром, в районе метро «Белорусская» также успел забраться в свой автомобиль, приостановив процесс эвакуации. Конфликт удалось разрешить достаточно быстро, но уже вечером того дня стало известно, что столичные власти в ГКУ «АМПП» впредь собираются привлекать «несогласных» к ответственности за «самоуправство».
Но и на этом в ГКУ «АМПП», где очень озабочены героизацией Алтухова в СМИ, не остановились. Именно Дмитрий Афанасьев стал первым, кого власти смогли привлечь по новой административной статье.
«Сегодня появился судебный прецедент, водителю, совершившему похожий поступок, присудили арест 5 суток, а также он должен оплатить штраф за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств»,
— рассказала «Газете.Ru» директор по стратегическому развитию ГКУ «АМПП» Ксения Бродуленко. — В нашем понимании, нарушение правил парковки и норм работы городских служб — это не шутки, а создание реальных помех для других участников дорожного движения, поэтому каждый нарушитель должен знать и нести ответственность за свои поступки».
По ее данным, в общей сложности Афанасьев просидел в своем автомобиле около трех часов. Мужчина вышел оттуда, все-таки поддавшись на уговоры прибывших полицейских, тем не менее он в итоге был обвинен в неповиновении им.
В ГКУ признают, что Афанасьев вел себя точно так же, как и водители в двух предыдущих случаях, но теперь полиция стала иначе реагировать на данное поведение.
«После случаев на минувшей неделе мы наладили взаимодействие с правоохранительными органами. До этих случаев такого взаимодействия не было, потому что не было такой проблемы.
Теперь мы выработали алгоритм оперативных действий в таких случаях, — рассказали в АМПП. — В данном случае мы не предъявляем ему требования возместить ущерб, так как при содействии полиции инцидент был оперативно разрешен. Суд решил, что водитель нарушил он именно эту статью КоАП РФ, тем самым создав прецедент, поэтому аналогичное наказание будет применено к остальным, уже совершившим или планирующим совершить такое деяние».
Таким образом, ответить за неповиновение полицейским придется и Константину Алтухову, и Светозару. Но, когда именно пройдет рассмотрение их дел в суде, пока неизвестно.
Не собираются в ГКУ «АМПП» отказываться и от идеи привлечь водителей к уголовной ответственности за «самоуправство».
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что решение Люблинского суда противоречит закону. «Когда Алтухов сидел в машине, я спрашивал у присутствующих там полицейских, содержится ли в его действиях состав правонарушения, — рассказал «Газете.Ru» Травин. – Они в один голос утверждали, что правонарушения нет и они не в праве заставить водителя выйти из машины, и вообще это гражданские отношения, а не административные или уголовные».
По словам правозащитника, с такими инцидентами руководители «Московского паркинга» решили бороться радикально.
«В результате московской полиции и судам была сверху дана команда игнорировать законодательство и наказывать водителей»,
— поясняет Травин. – Надо понимать, что полиция должна пресекать административные или уголовные преступления. Но поскольку никаких законов водитель в подобной ситуации не нарушает, то и требование сотрудников полиции незаконное, равно как и решение суда».
Эксперт считает, что со временем столичные власти за такие деяния будут сажать автомобилистов по административной статье на 15 суток, а также привлекать к уголовной ответственности. «Уверен, что московские автомобилисты уже не сдадутся и будут оказывать серьезное сопротивление властям. За это можно даже спасибо сказать службе эвакуации: они смогли «разбудить» автомобилистов, которых власти уже окончательно измотали штрафами, камерами, эвакуацией и тому подобным», — резюмирует правозащитник.
Стоит отметить, что после скандального инцидента с Алтуховым депутаты Госдумы решили ускорить рассмотрение законопроектов фракций ЛДПР и «Справедливая Россия», касающихся эвакуации автомобилей.
В одном из них предлагается запретить возможность эвакуации транспортного средства на штрафстоянку, если оно может быть перемещено в ближайшее место, где оно не будет создавать препятствий движению других автомобилей или пешеходов. Другой документ предполагает отмену платной эвакуации как таковой — вместо этого предлагается использовать блокираторы.