Громкий скандал разразился в Германии вокруг Рихарда Брюна, отца-основателя концерна Auto Union, в который в период правления нацистов в Германии входила компания Audi. Его уличили в бурном нацистском прошлом.
Историки Мартин Куковски и Рудльф Бох предоставили 500-страничный доклад под названием «Экономика военного времени и трудовая разверстка Auto Union AG в Хемнице во время Второй мировой войны». Из этой работы, заказанной самой Audi, стало известно, что подразделения СС построили семь концентрационных лагерей для Auto Union, в которых производились транспортные средства для нужд нацистов.
За свои заслуги в разработке автомобилей Audi Рихард Брюн в свое время имел награды от правительства ФРГ.
Теперь же ему приписывается персональная ответственность за жестокую эксплуатацию 20 тыс. заключенных и вольнонаемных рабочих компании, 4,5 тыс. из которых погибли из-за невыносимых условий труда.
Около 3,7 тыс. заключенных, согласно материалам доклада, трудились на благо компании в семи специальных концлагерях. Еще 16,5 тыс. человек работали на автомобильных заводах в Саксонии, причем около четверти из них были лицами еврейского происхождения, отмечают исследователи.
Тот факт, что Брюн, как и многие ведущие промышленники той эпохи, состоял в нацистской партии, был известен давно.
Ударом же для компании стала информация о том, с каким рвением ее отец-основатель нещадно эксплуатировал рабочих в подземном лагере в Баварии.
Выяснилось также и то, что Брюн имел тесные связи с высшим руководством рейха. «Я глубоко потрясен масштабом участия бывшего руководства Auto Union в системе принудительного и рабского труда», — заявил председатель производственного совета Audi Питер Мош.
Он пообещал выплатить денежные компенсации пострадавшим от деятельности бывшего главы автоконцерна.
Как сообщают немецкие СМИ, в Audi намерены в ближайшее время изменить биографические сведения о Брюне, размещенные на корпоративных ресурсах компании в интернете. Тем не менее на англоязычных сайтах концерна предпринимателю по-прежнему даются положительные характеристики. Также стало известно, что мэрия города Ингольштадт рассматривает возможность изменения названия одной из улиц, которая сейчас носит имя Брюна.
Ранее и другие немецкие автопроизводители заказывали подобные исследования.
Так, наследники семьи Квандт, которая стала главным акционером BMW после Второй мировой войны и сделала из компании бренд мирового масштаба, несколько лет назад обнародовали результаты расследования нацистского прошлого старших поколений своей фамилии, о которых ранее стало известно из документального фильма.
В этом исследовании была доказана связь между промышленником Гюнтером Квандтом, его сыном Гербертом и гитлеровским режимом. Кроме того, ранее раскрывали нацистское прошлое своих бывших руководителей Volkswagen и Daimler.
Auto Union AG — немецкий автомобилестроительный концерн, который был образован в 1932 году. Его логотипом стал символ из четырех сплетенных колец, что символизирует четыре объединенные автомобильные компании: Audi, Horch, Wanderer и DKW.
Рихард Брюн возглавлял Auto Union с 1932 по 1945 год. Во время Второй мировой он был захвачен в плен британцами, но позже освобожден. Немецкий предприниматель вновь встал у руля концерна Auto Union в 1949 году и оставался в этой должности до 1956-го.