На заводе Ford Sollers во Всеволожске (Ленинградская область) готовятся уволить около 700 работников. Кроме того, на всех предприятиях СП Ford Sollers будет введен односменный режим работы, а на заводе во Всеволожске будут объявлены дополнительные дни простоя с последующим переходом на режим производства в одну смену. В общей сложности конвейер на предприятии выключат на 58 дней в апреле-июне текущего года. Как сообщили в официальном заявлении компании, завод будет простаивать с 7 по 15 апреля, а также с 21 апреля по 8 июня.
На заводе Ford Sollers такие кардинальные меры объяснили серьезными изменениями экономической ситуации в России, в частности девальвацией рубля, замедлением потребительской активности на рынке новых автомобилей, а также значительным падением спроса на автомобили С-сегмента.
«Мы сожалеем о том, что компания вынуждена сокращать персонал, однако данная мера необходима для обеспечения дальнейшего развития компании в текущих условиях, — сообщил Тед Каннис, президент и CEO, Ford Sollers. — Ослабление рубля оказывает дополнительное негативное влияние на деятельность компании. Корректировка производственных планов под текущую рыночную ситуацию, а также своевременный запуск новых продуктов помогут нам минимизировать влияние неблагоприятных экономических факторов на наш бизнес».
Согласно сообщению пресс-службы губернатора и правительства Ленинградской области, власти региона в курсе планов компании Ford Sollers о сокращении штатной численности на предприятии во Всеволожске, так как компания уведомила администрацию о своей программе оптимизации затрат.
В настоящее время региональные власти совместно с Ford Sollers намерены разработать ряд механизмов для снижения негативных последствий при высвобождении работников.
Чиновники в ближайшее время организуют на территории завода консультационный центр. В нем подпавшие под сокращение сотрудники смогут получить юридические консультации, пройти тестирование для подбора работы и получить доступ к базе вакансий. Согласно заявлению представителей компании, работникам, которые попадут под сокращение, выплатят компенсации, размер которых сейчас обсуждается с профсоюзом, а на время приостановки производства во Всеволожске по законодательству сотрудникам сохранят 2/3 от заработной платы.
В Межрегиональном профсоюзе рабочей ассоциации (МПРА), куда входит часть рабочих завода Ford во Всеволожске, о грядущих увольнениях узнали от корреспондента «Газеты.Ru».
«Пока о предстоящих увольнениях нас не предупреждали. При этом 700 человек составит примерно четверть всех сотрудников завода, — рассказал пожелавший сохранить анонимность рабочий — член МПРА.
— Сейчас работаем в две смены, но с начала апреля мы будем останавливаться на простой, это может растянуться на месяц или два. Скорее всего, новые модели здесь производиться не будут, здесь просто нет для них базы, поэтому при сокращении объемов производства просто уменьшен выпуск всех моделей».
По его мнению, в первую очередь под сокращения могут попасть простые рабочие предприятия.
«Вряд ли будут сокращать высшее руководство.
Судя по прошлому сокращению, ни один начальник цеха сокращен не был. Поэтому ничего не изменится — рабочие, как всегда, будут страдать, а руководство останется. Я затрудняюсь ответить, смогут ли они найти работу в городе, но в автомобильной промышленности работы точно нет.
Средняя зарплата рабочего на заводе составляет 44 тыс. рублей — это считается хорошей цифрой».
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает сложившуюся экономическую ситуацию достаточным основанием для сокращения производства.
«Продажи Ford Sollers в последнее время значительно упали, — рассказал Беспалов «Газете.Ru». — В частности, продажи именно той продукции, которая производится во Всеволожске — Ford Mondeo и Ford Focus, — просели гораздо сильнее.
И загрузка мощностей там далека от оптимальной. Поэтому с точки зрения производства и оптимизации издержек переход на одну смену вместо двух, безусловно, оправданный шаг. С точки зрения социальных последствий — это уже другой вопрос. В этих условиях компания вынуждена сокращать издержки. В противном случае людям просто будет выплачиваться зарплата, но это не будет подкреплено выпуском продукции. Переориентировать завод на выпуск других моделей, которые востребованы на рынке, смысла нет, потому что новые модели Ford Sollers уже запускают в Татарстане».
По мнению Беспалова, сокращения сотрудников на других предприятиях Ford Sollers не последует.
«На других заводах компании ситуация легче, поскольку там выпускаются новые модели и для этого процесса потребуются новые сотрудники. Поэтому здесь Ford Sollers может проявить больше гибкости — например, не набирать часть персонала, а перевести часть уже имеющихся сотрудников на новое производство».
Падение спроса на Ford Mondeo и Ford Focus эксперт «Газеты.Ru» объясняет сменой покупательских предпочтений на рынке.
«Спрос смещается из сегмента седанов в сегмент внедорожников — С-класс сейчас очень провалился, — говорит Беспалов.
— С расширением производства других игроков усиливается конкуренция. Кроме того, на фоне девальвации спрос смещается в сторону более дешевых моделей. Ведь в нынешних условиях даже Ford Focus получается не самым дешевым автомобилем».
По мнению эксперта, в настоящее время проблема сокращения издержек и оптимизации производства стоит перед многими автопроизводителями.
«На похожие меры приходится идти многим игрокам. Кто-то останавливает производство, кто-то сокращает количество смен, — говорит Беспалов.
— С рыночными проблемами сталкиваются все автопроизводители. Рынок, к сожалению, пока проседает. Тем более что параллельно идет работа над созданием дополнительных мощностей, усиливается конкуренция. Ситуация пока не очень благоприятная, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от экономической ситуации, курса валют. Картина может проясниться во второй половине года».
Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые два месяца текущего года продажи Ford в России снизились на 21%, до 10,5 тыс. автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на бестселлер марки Ford Focus сократился вдвое.
За год Focus опустился с 8-й на 17-ю строчку рейтинга АЕБ в списке самых популярных машин, просев на 41%.
Ford Sollers уже приостанавливал производство во Всеволожске в сентябре 2013 года. Тогда предприятие в общей сложности не работало 20 дней, а с 9 сентября завод перешел с трех рабочих смен на две. В результате под увольнение попали 400 сотрудников.