Инспекторы ГИБДД могут получить свободный доступ к записям с камер фотовидеофиксации, установленных в Москве. Это станет возможно благодаря новой системе «Мобильный инспектор», над разработкой которого трудятся эксперты из департамента информационных технологий. Согласно планам, один из основных автомобильных правительственных сервисов будет разработан и запущен в Москве в этом году. В департаменте считают, что такие технические средства помогут столичным инспекторам оперативнее разыскивать угнанные автомобили и водителей, скрывшихся с места ДТП. Кроме того, «Мобильный инспектор» поможет при составлении схемы ДТП.
Руководитель департамента Артем Ермолаев заявил в интервью порталу M.24.ru, что на данный момент интерфейс системы проходит стадию доработки.
По задумке специалистов департамента, любой инспектор ГИБДД сможет получить записи со всех городских камер видеонаблюдения и комплекса фотовидеофиксации, предоставив с помощью планшетного компьютера свою подпись в электронном цифровом виде.
Для удобства инспекторов интерфейс системы предусматривает возможность фильтрации всех точек с камерами по территории и типу устройств. Выбрав нужную камеру, сотрудник ГИБДД получит видеозапись или раскадровку и сможет быстро найти определенный момент записи. Дорожные комплексы фотовидеофиксации будут переданы под управление единого центра хранения данных.
Отметим, что на данный момент в Москве функционирует более тысячи камер. Получается, что помимо доступа к камерам, установленным на дорогах общего пользования, инспекторы смогут получать запись изображения с камер видеонаблюдения — их в столице насчитывается порядка 130 тыс. штук. Многие из этих камер направлены не на проезжую часть, а на пешеходные зоны, во дворы домов. Чем данные с этих камер помогут в работе сотрудников ГИБДД, в ведомстве не объяснили. Возможно, таким образом, инспекторы будут отслеживать, не припарковался ли во дворе угнанный автомобиль.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает систему «Мобильный инспектор» сомнительной идеей с точки зрения логики.
«Онлайн-доступ к видеоархивам не нужен инспекторам, выезжающим на место ДТП, — рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. — Сотрудник ГИБДД приезжает, оформляет протокол, и если ситуация неоднозначная и виновника аварии установить не удается, то назначается группа разбора. Вот тогда можно смотреть видеоархив. К тому же интернет во многих районах Москвы работает просто отвратительно — никакое видео или даже фото скачать не получится».
Эксперт полагает, что куда более важный момент, на который стоит обратить внимание, — это проблема несанкционированного доступа к информации и ее использование не по назначению.
«Контролировать 10 тыс. человек на предмет того, зачем они смотрят записи с тех или иных камер, никто не будет. Поэтому обязательно всплывет проблема злоупотребления информацией. Инспектор в этом случае может придумать множество отговорок: не туда нажал, не то посмотрел, не разобрался в ситуации. Несомненно, доступ инспекторов к таким техническим возможностям будет приводить к утечкам личной информации о гражданах»,
— пояснил Шкуматов.
По словам Шкуматова, несанкционированный доступ к конфиденциальной информации — проблема разных приложений и программ, не только этой системы. И в данном случае аутентификация через электронную подпись — неразумное решение.
Активист «Синих ведерок» считает уместным провести параллели с подобной практикой в США, где такие истории приводят в ярость общественных деятелей, правозащитников и обычных граждан, которые боятся вторжения государства в личную жизнь и слежки.
«У нас этого нет — менталитет другой, надеемся на «русский авось» и не пытаемся отстаивать свои права, пока что-то не случилось», — отмечает Шкуматов.
Пресс-служба департамента информационных технологий не смогла оперативно прокомментировать «Газете.Ru» ситуацию, сославшись на недостаточную информированность о деталях внедрения системы «Мобильный инспектор».
Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что система может быть полезна в работе инспекторов.
«Однако то, что доступом к таким данным сотрудники ГИБДД будут злоупотреблять, сомнений не вызывает, — заявил «Газете.Ru» Канаев.
— Необходимо рассматривать вопрос о внедрении системы с точки зрения российского законодательства».
Напомним, что не так давно похожие технические новшества пытались применить в Европе. Так, европейским полицейским хотели предоставить в пользование систему, с помощью которой можно было бы не только отслеживать автомобили, но и при необходимости дистанционно останавливать их. Подобная мера, по мнению специалистов, должна была избавить полицейских от автомобильных погонь за преступниками и нарушителями, во время которых другие водители подвергаются опасности.
Американские же полицейские в скором времени должны получить доступ к базе данных автомобилей и записей с камер видеонаблюдения, с помощью чего они смогут вычислять местонахождение автомобилей, владельцы которых нарушают миграционный закон.