Министерство национальной безопасности США объявило конкурс среди частных компаний на разработку единой базы данных, которая будет использоваться для отслеживания перемещений более миллиарда автомобилей, сообщает Washington Post. Эта база будет использоваться для выслеживания и поимки нелегальных мигрантов.
База данных будет состоять из сведений об автомобилях, зарегистрированных на территории США. Досье на каждую машину будет включать информацию о владельце, фотографию авто, его регистрационный номер и прочие данные.
Сотрудники иммиграционной и таможенной служб (ICE) благодаря установленным на улицах городов и загородных магистралях считывающим устройствам смогут при необходимости достаточно быстро установить местонахождение автомобиля, владелец которого подозревается в нарушении закона о миграции.
Руководители министерства уверяют, что данные будут использоваться только в контексте уголовных расследований и поиска незаконных мигрантов. Тем не менее на волне недавнего скандала с рассекречиванием Эдвардом Сноуденом программ для массовой слежки Агентства национальной безопасности США американские правозащитники уже высказали опасения по поводу новой системы — они боятся возможных злоупотреблений и не исключают, что сведения будут использоваться не только по прямому назначению, но и для слежения за гражданами США, не нарушающими закон.
Правозащитники упрекают правительство в «любви к массовой слежке» и считают, что высока вероятность того, что данные будут передаваться прочим ведомствам, которые станут пользоваться информацией в иных целях.
«Важно отметить, что эта база данных будет храниться в коммерческом предприятии, а не у правительства США», — отметила пресс-секретарь ICE Джиллиан Кристенсен. Однако этот аргумент правозащитников не удовлетворил: не совсем ясно, что помешает какой-нибудь государственной структуре обязать эту организацию предоставить доступ к сведениям.
Подобные проекты стали возможны благодаря появлению мощных и дешевых в производстве камер, способных считывать номерные знаки.
На данный момент полиция США и коммерческие компании могут получать данные об автомобилях разными способами. Один из распространенных методов заключается в фотофиксации автомобилей во время патрулирования улиц полицейскими — камеры установлены на патрульных машинах. Кроме того, изображения автомобилей фиксируются на пограничных переходах между штатами и стационарных объектах, например мостах, дорожных знаках или пунктах расчета на платных дорогах.
Напомним, в прошлом году в США разразился еще один скандал после того, как неправительственная некоммерческая организация «Американский союз защиты гражданских свобод» (ACLU) опубликовала результаты своего расследования об использовании полицейскими управлениями в США данных об автомобилях, полученных с камер фотофиксации.
По заявлению ACLU, поскольку единой политики относительно использования этой информации в стране нет, разные штаты поступают по своему усмотрению. Где-то данные хранятся в течение 48 часов, а, к примеру, в Нью-Йорке архивируются бессрочно. Соответственно, полицейские имеют постоянную и полную картину всех повседневных передвижений граждан США на авто.
Таким образом, американское правительство может легко получить представление о религиозных или политических взглядах отдельных граждан, а также о круге их общения, просто просмотрев данные об их перемещениях на автомобиле в последнее время,
— поездки в церковь, мечеть или посещение психоаналитика можно зафиксировать без организации наружного наблюдения, утверждают правозащитники.
Взять под микроскоп автомобили пытаются не только в США. Не так давно подобную идею продвигали и в Европе.
Полицейским предлагали предоставить систему, которая позволила бы им не только определять местонахождение машины, но и дистанционно останавливать ее, выключая двигатель.
Основная идея этого предложения состоит в том, чтобы избежать автомобильных погонь за преступниками, что представляет опасность для остальных участников дорожного движения.
Способом слежения за перемещениями автомобилей в России может стать спутниковая система ГЛОНАСС. С 2015 года в соответствии с принятым Госдумой законом эта система станет обязательной к установке на всех новых автомобилях. Правда, чиновники отмечают, что система не будет наносить ущерб частной жизни водителей, так как не будет передавать информацию о местоположении транспортного средства в постоянном режиме. Система срабатывает только после ДТП или от нажатия кнопки, после чего оператор службы спасения связывается с водителем для подтверждения вызова.