Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о скидке в 50% при досрочной уплате штрафов ГИБДД.
Согласно предлагаемым поправкам, которые парламент должен рассмотреть уже в ближайшее время, автовладелец сможет оплатить только половину суммы выписанного ГИБДД штрафа, если сделает это до вступления постановления в законную силу. То есть в течение 10 дней с момента вынесения. В противном случае штраф должен оплачиваться полностью. По мнению депутатов, возможность добровольной уплаты штрафа в меньшем размере значительно снизит нагрузку на судебных приставов и суды и повысит собираемость штрафов.
Впервые с этой инициативой в 2012 году выступил депутат госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. В силу загруженности комитета Госдумы депутаты добрались до этого предложения только сейчас. Некоторое время назад проект был переработан, приведен в соответствие с законодательством и заново внесен в Госдуму.
По словам Лысакова, льгота станет для водителей хорошим стимулом не затягивать с оплатой штрафов.
«Если водитель адекватен, признает свою вину, не обременяет работой ни ГИБДД, ни суд, то его нужно поощрять, — рассказал он «Газете.Ru».
— Это позволит повысить собираемость штрафов и уменьшить коррупционную составляющую. Ведь сейчас все равно половина штрафов платится в карман недобросовестному инспектору, а не в бюджет».
Инициативу законодателей наконец-то поддержала Федеральная служба судебных приставов (ФССП), которая ранее имела ряд претензий к документу.
«Некоторое время назад я предлагал новый механизм администрирования производства по делу о нарушениях ПДД, — рассказал Лысаков. — Все инструменты администрирования я хотел передать судебным приставам, работающим по месту жительства. Но в ФССП сочли, что такая мера увеличила бы административную нагрузку на их службу.
Сейчас мы устранили эти моменты и можем с уверенностью сказать, что в ФССП нас поддерживают».
Авторы проекта уверены, что водители после появления возможности сэкономить будут охотнее платить пришедшие им штрафы, однако пока затрудняются оценить размер положительного эффекта.
«Мы будем следить за статистикой оплаты штрафов. В любом случае она улучшится, а на фоне увеличенных штрафов это будет стимулом оперативно уплатить нужную сумму, — отметил Лысаков. — При этом я противник того, чтобы пополнять бюджеты за счет штрафов и использования камер как источника пополнения бюджета. Человека просто нужно простимулировать, чтобы он заплатил штраф быстро, без лишней писанины и потери времени».
В ходе работы над законопроектом депутаты планируют расширить диапазон санкций для злостных неплательщиков штрафов.
«Мы хотим разработать сбалансированную систему — если есть послабления, то должно быть и ужесточение наказаний, — говорит Лысаков. — Многие автовладельцы не оплачивают, а просто выбрасывают штрафы, и нынешние санкции не работают. Люди чувствуют свою безнаказанность, а продолжая вести себя по-прежнему, они представляют собой угрозу. Сегодня у него 50 штрафов, а 51-м разом может стать человеческая жизнь. Поэтому диапазон санкций будет расширен и усилен. Ко второму чтению законопроект будет доработан с точки зрения возможных расширений санкций за злостную неоднократную неуплату штрафов.
Это могут быть и аресты, и лишение права управлять автомобилем, отказ должникам в предоставлении доступа к госуслугам. Кроме того, должна быть разработана система пеней.
Пока у нас нет каких-то конкретных предложений и планов на этот счет. Мы до конца не решили, где будут прописаны новые санкции — в этом же самом законопроекте или в отдельном».
Лысаков также считает необходимым отказаться от практики налагать административный арест на водителей, которые только единожды не оплатили пришедший штраф за нарушение ПДД:
«Сейчас даже за первую неуплату полагается административный арест. Я не считаю это эффективной мерой.
Раньше даже за 100 руб. неоплаченного штрафа могли посадить в каталажку.
А к водителю этот штраф мог просто не дойти вовремя. Но если ты не заплатил второй раз и вообще являешься жестким нарушителем, то в этом случае нужно расширять список наказаний. При этом нужно улучшать информирование населения, что уже делается: так, работает сайт госуслуг, также свои штрафы можно найти на сайте ГИБДД».
Примечательно, что в пятницу, за несколько часов до одобрения профильным комитетом законопроекта Лысакова, представители фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы аналогичные по содержанию поправки.
По словам одного из авторов документа, депутата Ярослава Нилова, представители автомобильного сообщества не раз вспоминали об этой инициативе, уже внесенной в Госдуму другой партией, но так и не рассмотренной.
В свою очередь Вячеслав Лысаков назвал такие действия ЛДПР «политическим жонглированием».
«С моей стороны работа над проектом носила последовательный характер, — прокомментировал Лысаков инициативу коллег. — Этот законопроект был внесен еще в 2012 году. То, что предложил Нилов, слово в слово повторяет мой текст. ЛДПР озвучила свое желание вести этот законопроект спустя пять дней после того, как была сформирована повестка заседания нашего комитета. При этом положительное решение комитета нами в свое время было получено, просто нам нужно было освежить документ».
Представители партии ЛДПР в течение дня были недоступны для комментариев.