Пока московские водители активно протестуют против введения платных парковок в центре столицы, власти некоторых региональных центров решили подхватить модный тренд в борьбе с пробками и ввести у себя платные парковочные зоны.
Вторым после Москвы городом, где идею платных парковок уже воплотили в жизнь, стал Екатеринбург.
Первые паркоматы уже установили на улице Хохрякова в центре города — на этой улице расположены крупные бизнес-центры, офисы и бутики.
В Екатеринбурге в течение первых 15 минут стоянка в центре бесплатная, дальше услуга обойдется в 30 руб. за час. Напомним, что в столице у водителя первые 15 минут тоже формально бесплатные — это время отводится на процедуру оплаты. Далее тариф разнится от 60 до 80 руб. в час.
Внести денежные средства в столице Урала можно в том числе при помощи банковской карточки и SMS-сообщения. К 1 января в центре города установят еще около двух десятков паркоматов, но заработают они уже после новогодних праздников. Устройства для оплаты стоянки появятся на улицах Сакко и Ванцетти, Попова и 8 Марта.
Как и их московские коллеги, в комитете по транспорту Екатеринбурга введение платных парковок рассматривают как стимул пересадить водителей пересесть на общественный транспорт.
«Это организационная и ограничительная мера. Введение платных парковок несколько поменяет транспортные потоки, — сообщил местным журналистам Роман Бараковских, представитель комитета по транспорту. — Человек будет понимать, что ему нужно приехать, припарковаться и заплатить. И конечно, эта мера будет стимулировать водителей пересесть на общественный транспорт».
Следующим городом, где водителям придется платить за право оставить машину в центре, должен стать Санкт-Петербург.
Первая платная парковочная зона может появиться около Мариинского театра, ограниченного Невой, Крюковым каналом, Фонтанкой и Лермонтовским проспектом, сообщил недавно на встрече с журналистами губернатор Георгий Полтавченко.
«Мы очень внимательно изучаем опыт наших московских коллег, потому что проблема парковки в центре примерно так же жестко стоит и в нашем городе. Поэтому я думаю, что в следующем году первые пилотные проекты, связанные с организацией платных парковочных мест в центре города, мы запустим», — отметил Полтавченко.
В Санкт-Петербурге один из самых высоких уровней автомобилизации в России. На каждую тысячу жителей приходится 300 машин, а к 2020 году речь будет идти о 380 авто на тысячу человек.
Ранее городское правительство заявляло о планах по созданию в центре города 65 тыс. парковочных мест. В итоге для начала власти решили выделить под платные стоянки порядка 21,6 тыс. машино-мест. Предполагается, что базовый тариф будет установлен на уровне 50 руб. в час. Тем не менее стоимость может меняться в зависимости от времени суток и близости к историческим достопримечательностям, что может увеличить стоимость стоянки едва ли не втрое. Ожидается, что самой дорогой зоной для платной парковки станет район стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и набережной Карповки. Заполняемость парковок, по прогнозам местных властей, составит 65%.
При этом Полтавченко заверил, что стоимость парковки будет приемлемой для жителей города. Кроме того, для жителей центра будут введены отдельные льготы.
Планируется, что проект будет реализован в течение двух лет, инвестиции оцениваются в 4,9 млрд руб. По предварительным оценкам, проект перейдет на самоокупаемость через пять лет после запуска.
Регулировать систему будет центр управления парковками. Решение об операторе платных парковок пока не принято, консультации продолжаются. «Есть предложения от частных компаний, есть вариант создания государственного казенного учреждения. Но вначале нужно окончательно обо всем договориться со Всемирным банком», — сообщил Полтавченко.
В мэрии Уфы чиновники также задумались о внедрении в городе платных парковок. Так, власти приняли решение о создании собственного дорожного фонда: планируется, что он будет пополняться, в частности, за счет платного въезда автомобилистов в исторический центр. Известно, что уже готовится перечень территорий под развитие платных парковок, согласно которому город разделят на три зоны, включая исторический центр.
«Участки на проезжих частях этих территорий планируется отдать в аренду под организацию платных стоянок», — рассказал депутат горсовета Уфы Андрей Носков.
«Мера, конечно, непопулярная, но иначе город задохнется.
Обсуждение идеи продолжится весной», — отметил чиновник.
В региональном управлении ГИБДД считают, что автомобилисты созрели до платных парковок. «На территориях, которые наметила администрация, действительно наибольший трафик движения и хаотичная парковка», — сказал начальник регионального управления ГИБДД Динар Гильмутдинов. В то же время глава инспекции против организации платного въезда в центр. «Ситуация пока не настолько критическая», — считает Гильмутдинов.
О введении дополнительной платы с автомобилистов задумались и в других городах.
Аналогичная ситуация наблюдается в Рязани, где уже принят порядок создания и использования парковок, расположенных на автодорогах местного значения. Порядок регламентирует в первую очередь организацию и работу платных парковок. Согласно документу, решение об их создании будет принимать рязанская администрация. На парковках будут предусмотрены бесплатные места для спецтранспорта инвалидов.
От рязанских коллег не отстают и воронежские чиновники. По словам мэра областного центра Александра Гусева, на первом этапе в Воронеже предполагается организация платных паркингов на сети автомобильных дорог — эти работы будут оплачены из городской казны и в дальнейшем будут переведены в муниципальную собственность. С автовладельцев будет взиматься минимальная плата, что позволит окупить затраты в ближайшей перспективе.
В Калуге, где число жителей едва превышает 330 тыс. человек, чиновники также считают, что город пора спасать от катастрофических заторов, поэтому здесь уже разрабатывается концепция создания сети платных парковок. Глава Калуги Константин Баранов уверен, что они позволят разгрузить центр города от автотранспорта. Первой калужской улицей, на которой появятся платные парковочные места, может стать улица Кирова.
«Сейчас на этой улице 520 парковочных мест, но реально на Кирова ежедневно паркуется более 900 машин. Мы хотим увеличить количество машино-мест до 800», — сказал Баранов.
При этом власти уверяют местных жителей, что их главная цель — не взимание платы за парковку, а организация нормального движения и разгрузка улицы.
«Весь мир к этому подходит, — заявил директор МБУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление» Алексей Шигапов.— Улицы не резиновые, и когда организовать движение с помощью регулирования, с помощью изменения режимов работы светофоров уже не получается, необходимо идти дальше».
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что платная парковка в центре города — «это уродливое явление» — не должна распространяться по регионам.
«Платные парковки создаются для зарабатывания денег. Это хорошие деньги, хорошие откаты, — рассказал Травин «Газете.Ru». — Если у чиновников есть возможность заработать, то почему бы и нет? В ряде городов проблема пробок еще не стоит так остро. Но чиновники уже решили на этом заработать. Дурной пример заразителен. Кроме того, автомобилисты в регионах не пересядут на общественный транспорт, поскольку подавляющее большинство машин в регионах покупается в кредит.
И люди не захотят выплачивать проценты за автомобиль, а ездить на троллейбусе».
Травин не согласен с официальной позицией властей, согласно которой платные парковки создаются в целях борьбы с пробками.
«От перемены мест слагаемых сумма машин на дороге не меняется. Конечно, такая ситуация выведет из центра часть машин. Я уже не езжу в центр на машине, чтобы не кормить этих дармоедов. Но все машины теперь собираются на периферии, и все идет к тому, что транспортный коллапс возникнет не в центре, откуда нас гонят чиновники, а уже в спальных районах.
По мнению Травина, при установке уровня тарифов на парковку региональные власти будут отталкиваться от уровня московских тарифов.
«Стоимость парковки в регионах будет продиктована не местными условиями, стоимостью земли, финансовыми и социальными возможностями жителей, стоимостью установки или охраны паркоматов, а только аппетитом местных чиновников».