Второй по величине в Европе автогигант PSA Peugeot Citroen может продать 30% акций одному из крупнейших китайских автопроизводителей — компании Dongfeng (в переводе с китайского «Восточный ветер») за 10 млрд юаней (около $1,63 млрд). Новость была опубликована китайским изданием China Business News со ссылкой на анонимного сотрудника Dongfeng, знакомого с ситуацией.
Соответствующая сделка позволит PSA Peugeot Citroen улучшить свое финансовое положение и укрепить позиции на рынках за пределами Европы, в которой уже шестой год падает спрос на новые автомобили.
Вскоре после публикации в китайских СМИ о возможной продаже акций PSA ситуацию прокомментировали во французской компании. Оказалось, автогигант действительно рассматривает возможность нового партнерства за рубежом, которому могут сопутствовать некие финансовые операции. При этом подтверждения или опровержения продажи почти трети акций PSA китайскому Dongfeng не было.
«У нас существуют договоренности с компанией Dongfeng, и мы ищем возможность расширить их, но говорить о чем-то еще пока рано», — заявили в PSA журналистам издания Automotive News.
PSA и Dongfeng уже давно работают на рынке Китая, их совместное предприятие в этой стране было сформировано в 1992 году. В настоящее время СП располагает тремя заводами в Китае. По словам Филиппа Варина, главы PSA, компании обсуждают перспективы углубления их партнерских отношений. В Dongfeng, в свою очередь, рассказали о том, что в настоящее время ведется исследование о целесообразности инвестиций в PSA. В сентябре Варин подтвердил факт ведения переговоров, но отметил, что речь скорее идет о производственном взаимодействии, нежели о новых финансовых обязательствах между двумя компаниями.
Примечательно, что возможная продажа 30% акций PSA китайской компании может поставить под угрозу партнерские соглашения Peugeot Citroen с концерном General Motors, который владеет 7% акций PSA.
Две компании намерены выпускать автомобили на платформе PSA в Европе. В июне 2013 года СМИ сообщили о намерениях семьи Пежо (один из крупнейших акционеров PSA) продать 25,4% акций GM, но в американской компании эту информацию опровергли и дали понять, что в обозримом будущем концерн не планирует крупных инвестиций в PSA.
Кроме того, возможная сделка между PSA и Dongfeng может спровоцировать юридические сложности: по французским законам любая компания, которая выкупает 30% и более акций другой фирмы, в будущем обязана предложить купить и остальные акции.
В настоящее время PSA Peugeot Citroen является убыточным предприятием:
в первом полугодии 2013 года автопроизводитель понес €510 млн убытков; по сравнению с 2012 годом картина чуть более оптимистична, поскольку тогда альянс насчитал €5 млрд убытков в конце года. Чтобы уменьшить потери, компания продала свои активов на €1,5 млрд и приняла решение о закрытии завода под Парижем, в результате чего работы лишатся 11,2 тыс. человек.
В случае если Dongfeng действительно купит треть акций PSA, французская компания может пополнить число европейских автопроизводителей, в разное время частично или полностью перешедших в руки китайских компаний. Основной интерес для китайских компаний представляют технологии и производственные площадки старого европейского автопрома, доступ к которым можно получить вместе с покупкой такой фирмы.
В частности, в 2010 году китайская компания Geely купила шведского автопроизводителя Volvo за $1,8 млрд.
На момент сделки Volvo, по сути, не приносила прибыли. Пока компании не удалось значительно улучшить свои показатели, но в Volvo утверждают, что переломный момент должен произойти в ближайшее время. По данным за август 2013 года, продажи автомобилей Volvo выросли на 4,7% по всему миру и на 66% в Китае. Тем не менее в первом полугодии 2013 года компания понесла $87 млн убытков.
Еще одна шведская компания — Saab пока выигрывает от наличия китайских инвесторов. Сейчас Saab принадлежит холдингу National Electric Vehicle Sweden (NEVS), большая часть акций которого, в свою очередь, принадлежит китайской компании National Modern Energy Holdings. В сентябре производство автомобилей Saab в Швеции возобновилось: на конвейер была поставлена не слишком новая по современным меркам модель 9-3, но в будущем планируется начать выпуск совершенно новых автомобилей, спроектированных незадолго до банкротства Saab. Несмотря на прогресс, перспективы Saab пока неясны: компания предлагает заведомо устаревший автомобиль, даже в момент дебюта пользовавшийся спросом у узкого круга покупателей.