Появившаяся в интернете видеозапись с камеры видеонаблюдения полностью опровергла версию РЖД и других официальных органов, которых подвергли жесткой критике интернет-пользователи.
Сама авария произошла 26 августа в 6.45 утра возле станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги (МЖД). Электропоезд № 6422 сообщением Серпухов — Нахабино на переезде протаранил белый Chevrolet Lacetti с номерами Татарстана. Состав протащил его около 200 метров, остановившись на платформе прямо перед сотнями местных жителей, ожидавших поезда. Из-за аварии движение поездов в обоих направлениях в понедельник утром было приостановлено больше чем на час. На несколько часов было заблокировано движение транспорта и через переезд.
Водитель иномарки — 27-летний Алмаз Березкин выжил, но был госпитализирован в Подольскую городскую больницу в состоянии комы. Выжить ему удалось только благодаря тому, что страшный боковой удар пришелся с правой, не водительской, стороны.
После аварии на официальном сайте РЖД появилось официальное сообщение, в котором вина за случившееся полностью возлагалась на пострадавшего автомобилиста.
«Водитель легкового автомобиля грубо нарушил правила дорожного движения — выехал на запрещающий сигнал светофора исправно работающей переездной сигнализации перед близко идущим электропоездом и совершил с ним столкновение», — говорилось в сообщении.
Официальную версию РЖД выдали в эфир и некоторые СМИ, в частности телеканал НТВ. В сюжете телекомпании аналогичный по смыслу комментарий о виновности водителя дал глава управления МЧС по Новомосковскому и Троицкому административным округам ГУ МЧС по Москве Игорь Чернега.
Он отметил, что Березкин выехал на пути, «проигнорировав предупреждающие сигналы семафоров».
Свой комментарий дали и работники переезда. Один из них, жестикулируя руками, наглядно показал журналистам, как водитель Chevrolet объехал закрытый шлагбаум и выехал навстречу электропоезду.
В словах официальных лиц и железнодорожников никто бы не усомнился, если бы во вторник в интернете не появилась видеозапись инцидента. На ней отчетливо видно, что в момент столкновения переезд был полностью открыт для транспорта — шлагбаум поднят, а металлический ограничитель, препятствующий проезду транспорта, опущен. По утрам через железнодорожные пути активно курсирует транспорт, и на месте пострадавшего автомобилиста, таким образом, мог бы оказаться любой — в частности, за несколько секунд до столкновения переезд миновал микроавтобус.
При этом на 15-минутной видеозаписи запечатлено, как еще за несколько минут до инцидента система безопасности на переезде была полностью исправна и при приближении электропоезда движение транспорта через пути, как и положено, останавливалось.
Кроме того, на видеозаписи можно заметить, что сотрудники, работающие на переезде, визуально наблюдают за движением каждого электропоезда, а за несколько минут до ДТП они оба появляются на железнодорожных путях, после чего вместе возвращаются в служебное помещение. «Встречать» очередной поезд Серпухов — Нахабино никто из них не выходит, и системы безопасности в действие они не приводят.
Появление видеозаписи, быстро растиражированной в сети, было явно неожиданным для сотрудников РЖД. В пресс-службе компании удалили с сайта первоначальное сообщение и вместо него опубликовали другое. «В настоящее время ОАО «РЖД» проводит служебную проверку по факту ДТП у станции Щербинка, — говорится в сообщении. — 26 августа в 6.45 на станции Щербинка водитель легкового автомобиля выехал на железнодорожный переезд перед близко идущим электропоездом».
В пресс-службе МЖД «Газете.Ru» в среду днем сообщили, что сейчас в РЖД идет совещание, по итогам которого планируется выпустить пресс-релиз с новым комментарием. Уже вечером в среду РЖД выступили с официальном сообщением, в котором возложила вину на дежурного по переезду. «В ходе расследования выяснилось, что дежурный по переезду грубо нарушил требования служебной инструкции и вмешался в работу исправной автоматической переездной сигнализации, устройства заграждения и шлагбаума», — говорится в сообщении.
Как пояснили в РЖД, дежурный вручную открыл шлагбаум, чтобы пропустить скопившиеся перед переездом автомобили.
В среду днем управление МЧС по Москве также прокомментировало ситуацию. В ведомстве осудили преждевременное заявление Игоря Чернеги, который вопреки принципам и требованиям руководства МЧС России прокомментировал непроверенную информацию до заключения соответствующих комиссий и следственных органов.
«ГУ МЧС России по городу Москве приносит свои извинения пострадавшему и его близким за некорректный комментарий о причинах ДТП»,
— говорится в сообщении ведомства. Там уточнили, что за свои слова Чернега будет привлечен к ответственности.
В полиции Новомосковского и Троицкого административных округов «Газете.Ru» не смогли сообщить, возбуждено ли по факту ДТП уголовное дело. Проводится ли проверка по факту халатности сотрудников переезда, также неясно.
Активист «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает поведение РЖД циничным, но констатирует, что даже в этом случае в аварии все равно виноват автомобилист. «Есть ПДД, где пункт 15.2 гласит, что при подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан убедиться в отсутствии приближающегося поезда, — заявил Шкуматов. — И не важно, какой сигнал горит, опущен шлагбаум или нет.
Водитель в этой ситуации обязан был хотя бы по сторонам посмотреть».
По словам Шкуматова, подобная ситуация, когда при приближении поезда система безопасности переезда не срабатывает, наблюдается не только в Щербинке. «Я сам так пару раз «попадал» в районе Савеловского рынка, — рассказал активист. — На переезде не было никаких предупреждающих сигналов, и когда я выехал на пути, то услышал, что на меня несется поезд. Успев сдать назад, я чудом избежал столкновения».
Шкуматов убежден, что в РЖД пренебрегают безопасностью автомобилистов, зная, что в случае ДТП ответственность будет лежать на водителе. «Они не несут никакой ответственности за исправность переездов, можно сказать, что предупреждать водителей об опасности — их добрая воля, — утверждает Шкуматов. — И к уголовной ответственности за халатность их, как в случае в Щербинке, привлечь нельзя. Более того, в РЖД вполне могут попытаться взыскать с пострадавшего водителя компенсацию за простой поездов».
Эксперт считает, что исправить ситуацию можно было бы, внеся коррективы в ПДД. «В пункт 15.2 перед словами «железнодорожный переезд» нужно добавить всего одно слово — «нерегулируемый», — считает Шкуматов. — Тогда ответственность за безопасность на регулируемых переездах уже будут нести сами железнодорожники».