В понедельник комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал очередной ежемесячный отчет о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России. В марте произошло то, что многие эксперты давно предсказывали, — постепенное падение темпов роста рынка перешло в снижение.
За истекший месяц в России было продано 244 030 новых машин, что на 9 070 штук меньше, чем в марте 2012-го.
В целом же по итогам первого квартала этого года отечественный авторынок остается на прошлогоднем уровне.
В общей сложности за три месяца в стране продали 616 770 автомобилей, что всего на 1513 штук больше, чем в первом квартале 2012 года.
«Снижение продаж в марте на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уравновесило небольшой подъем рынка в январе — феврале, — комментирует ситуацию глава комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер. — В результате в первом квартале 2013 года рынок зафиксировался на прошлогоднем уровне. Заказы на новые автомобили в первые 3 месяца 2013 года не достигли того значительного уровня, который был отмечен год назад.
Одной из возможных причин этого может быть затянувшийся зимний сезон.
Мы все же надеемся, что с окончательным наступлением весны активность покупателей возрастет и будет способствовать устойчивым продажам во втором квартале».
Лидером продаж который месяц кряду остается Lada Granta. Судя по количеству проданных машин в марте — 14 373 штуки — покуситься на ее лидерство в обозримом будущем вряд ли кому удастся. Тем более что идущий на втором месте Hyundai Solaris — 9610 автомобилей — постепенно теряет популярность. Годом ранее эта модель продавалась на 9% лучше.
В общей сложности в этом году было продано уже 37 169 автомобилей Granta, что более чем вдвое превышает показатели 2012 года. У Solaris этот показатель — 25 388 штук, что на 6% меньше, чем годом ранее.
Третье место в списке самых популярных моделей удерживает еще один представитель бюджетного сегмента Kia New Rio — 8269 проданных в марте машин (+16%). В «общем зачете» по итогам трех кварталов корейской модели удалось вырваться на третье место (19 781 машина, +8%) и совсем ненамного обойти Lada Kalina (19 528 штук, –30%), чьи продажи продолжали стремительно падать и в марте (6371 машина, –42% по сравнению с мартом 2012 года).
Замкнул пятерку самых популярных машин в России бюджетный кроссовер Renault Duster, чья цена заметно уступает конкурентам в этом сегменте. В марте было продано 7007 автомобилей этой модели, а по итогам первого квартала уже 18 345 единиц — почти в 10 раз больше, чем год назад.
Заметный спад наметился в продажах Ford Focus. Если по итогам марта падение составило всего 7% (7437 машин), то за три месяца уже 15% (16 732 автомобиля). Несмотря на это, Focus смог подняться в рейтинге на шестое место из-за невыразительных показателей ближайших конкурентов. Идущая следом Lada Priora в последнее время резко теряет в популярности, но ее продажи все равно остаются достаточно высокими — 6350 машин в марте (–35%). У Volkswagen Polo падение в марте также получилось внушительным — 5474 автомобиля (–17%). Тем не менее по итогам квартала немецкому автоконцерну удалось продать почти столько же Polo, что и годом ранее (15 161 машина, всего на 134 меньше, чем в 2012-м).
Среди других популярных моделей стоит выделить обвальное падение популярности Renault Logan. В марте было продано 4383 автомобиля (–30%), а по итогам квартала — 11784 (–31%).
Негативная динамика наблюдается почти у всех представителей бюджетного сегмента.
Небольшим ростом продаж могут похвастать разве что Skoda Octavia A5 — 4381 машина (+6%) и 10 523 автомобиля в первом квартале (+1%). Из первой двадцатки рейтинга помимо Granta лучше всего дела обстоят у Hyundai ix35 — 3019 машин в марте (+40%) и 7628 единиц в первом квартале (+37%).
Отрицательная динамика, которая вслед за европейскими авторынками наметилась и на российском, не стала сюрпризом для аналитиков. Как ранее прогнозировали эксперты «Газеты.Ru», небольшой рост на рынке был связан со скидками дилеров в январе и феврале на нераспроданные остатки прошлого года. Специалисты отмечали, что после окончания дисконтного периода продажи неизбежно должны несколько сократиться, что в итоге и показал отчет АЕБ.
«Сейчас на российском рынке очень интересный тренд: премиальные марки снижают стоимость входа в премиальный сегмент (например, появление А, В, CLA классов у Mercedes-Benz), активно развивая кредитные продукты, — заявил «Газете.Ru» директор дилерского центра Mercedes-Benz компании «Авилон» Алексей Голубятников. — Массовые марки, наоборот, поднимают цены. В этом можно убедиться, если, допустим, сравнить стоимость Ford Focus сейчас и 5 лет назад. Также массовые бренды развивают кредитные инструменты.
На сегодняшний день очевидно, что разгорелась битва за потребителей, находящихся на границе 750 тыс. — 1,2 млн рублей, где существует мощное субсидирование кредитных продуктов.
В результате мы видим готовность потребителя покупать более дорогие автомобили, о которых он раньше и не задумывался. Учитывая то, что конкуренция между марками в основном ведется ценой, потребитель часто растерян и откладывает покупку, ожидая все более выгодных предложений от дилеров. Дилеры же, видя, что спрос падает, дают еще большее снижение по цене. И если брать во внимание то, что премиум сегмент стал доступнее, спрос будет понемногу перетекать туда».
Главный управляющий директор розничного подразделения компании «Рольф» Татьяна Луковецкая считает, что российский авторынок достиг своего апогея. «Теперь автопроизводители и дилеры будут бороться за каждого клиента, разрабатывая и внедряя различные сервисные программы послепродажного обслуживания и новые виды услуг, — заявила она «Газете.Ru». — Если говорить о сегментах, то по итогам первого квартала можно четко зафиксировать серьезное проседание продаж «бюджетных» автомобилей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) и автомобилей класса С».
По ее мнению, падение интереса к классу С объясняется появлением серьезной альтернативы автомобилям этого класса в лице кроссоверов.
«Что касается бюджетного сегмента, то снижение продаж вызвано прежде всего тем, что этим машины менее популярны в зимний период времени из-за их конструктивных особенностей, например достаточно низкого клиренса,
— считает Луковецкая. — Многие владельцы подержанных автомобилей ждут весны, чтобы начать дачный и отпускной сезон с новым автомобилем. Таким образом, можно предположить, что с наступлением весны, которая в этом году задержалась, продажи автомобилей бюджетного сегмента будут расти».
По мнению эксперта, ситуация в 2013 году кардинально не изменится. «Если использовать спортивные термины, то сейчас «мяч» на стороне автопроизводителей и дилеров: если мы сможем предложить покупателям привлекательные условия покупки автомобиля, в частности, различные сервисы, которые сделают покупку максимально простой и удобной, то провала продаж ожидать не стоит», — считает она.