Свою позицию Верховный суд (ВС) огласил, рассмотрев заявление одного из автомобилистов, который просил отменить действие одного из пунктов Административного регламента МВД РФ. Несмотря на то что в самом иске заявителю было отказано, в своем постановлении судьи однозначно подтвердили, что, оставаясь в своей машине во время общения с полицейским, водитель не нарушает закона. Такой же позиции в суде придерживались и представители МВД.
Николай Басманов, в частности, требовал отменить действие подпункта «а» пункта 70 Административного регламента МВД РФ, который закрепляет право сотрудника полиции предложить водителю выйти из машины в случаях, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказания помощи другим участникам дорожного движения или полицейским.
По мнению заявителя, данная норма нарушает несколько пунктов Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Он отмечал, что представление объяснений и замечаний полицейскому является правом водителя, а не его обязанностью и что при вынесении сотрудником ГИБДД административного постановления личное присутствие водителя также не обязательно.
«Однако в правоприменительной практике известны случаи, когда право сотрудника предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства рассматривается как предполагающее обязанность водителя совершить это действие для составление в отношении его протокола об административном правонарушении», — пишет в своей жалобе Басманов. По его словам, отказ водителя покинуть свой автомобиль может дать повод полицейскому привлечь его по ч. 1 ст. 19.3 КоАП (неповиновение законному требованию сотрудника полиции).
В ходе рассмотрения дела присутствовавшие в суде представители МВД попросили отказать заявителю, посчитав, что оспариваемый пункт регламента закону не противоречит и ничьих прав не нарушает, «поскольку обязанность участника дорожного движения не устанавливает».
«Оспариваемая норма не предполагает обязанность гражданина выйти из транспортного средства при оформлении материалов по делу об административном правонарушении и не может служить основанием для привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП», — так излагается позиция МВД в материалах дела.
ВС также посчитал, что претензии Басманова не обоснованы. Судьи пришли к выводу, что в регламенте не идет речь о распоряжении полицейского, которое является обязательными для исполнения, а идет речь лишь о его праве предложить водителю покинуть машину. «Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение», — говорится в документе.
На этом основании они посчитали, что довод заявителя о возможности привлечения водителя в данной ситуации по ч. 1 ст. 19.3 КоАП «ошибочен». По мнению суда, в данной статье ответственность предусмотрена за «действия, которые выражаются в непосредственном отказе подчиниться распоряжениям (требованиям) сотрудника полиции, в физическом противодействии ему».
Текст решения ВС разместил в своем блоге автоюрист из Екатеринбурга Кирилл Форманчук. «Несмотря на то что решение было вынесено 6 марта, документ пришел моим коллегам из Новосибирска по почте только вчера, и его пока даже нет на сайте ведомства, — рассказал «Газете.Ru» Форманчук. —
Решение по своей сути замечательное, но использовать его водителям нужно осторожнее. Все-таки инспекторы ГИБДД у нас не так образованны порой, как автомобилисты, и они могут не понять суть этого решения и допускать какие-то вольности».
Юрист уверен, что водителю вовсе не обязательно садиться в машину к инспектору или выходить на улицу, так как все документы составляются именно полицейским. «Написанное постановление вручается водителю на подпись, а сделать он это может спокойно в своей машине, — рассказывает он. — Просто нередко инспекторы боятся, что автомобилист может съесть документ или еще что-то сделать. Поэтому и приглашают к себе в машину, заодно принюхиваясь и присматриваясь к человеку, мало ли что».
По словам Форманчука, отказ выйти из машины водителем воспринимается инспектором остро в случае конфликтной ситуации. «Протокол за невыполнение законных требований сотрудника полиции – это, по сути, единственный законный способ водителя как-то наказать, доставить его в отдел полиции. Даже если там не было оснований, то в 99% случаях судья потом не будет прекращать дело, потому что тогда достанется инспектору, а они обычно часто между собой взаимодействуют и не хотят портить друг другу жизнь, — продолжает он. —
При этом понятно, что в самом протоколе полицейский никогда не напишет, что вина водителя заключалась в том, что он не выходил из своей машины. Повод всегда найдется».
Юрист отмечает, что в других странах выход водителя из машины может закончиться для него плачевно. «В США за это могут сразу же застрелить, — сказал Форманчук. — Если тебя останавливают на дороге, то водитель должен положить руки сверху на руль. Полицейский сзади осторожно подойдет, потом спросит у водителя, где у него документы. В некоторых штатах вообще документы на машину нужно обязательно возить на видном месте — под козырьком или в бардачке. Там полицейский после соответствующего вопроса водителю сам подойдет и возьмет их».
Автозащитник добавил, что в России нередко, чтобы узнать мнение Верховного суда по какой-то важной проблеме, нужно подавать туда соответствующий иск и ждать решения. «Приказов разных понапринимают, а страна у нас большая, и правоприменительная практика у нас везде разная, — считает он. — В любом случае в полицейский регламент по данному вопросу нужно внести какую-то ясность, чтобы сами сотрудники не могли толковать его двояко».
«Это очень важное постановление, — заявил «Газете.Ru» активист «синих ведерок» Петр Шкуматов. — До него у водителей была некая двоякость и неопределенность — можно ли не выходить из машины или делать это нужно. Инспекторы, в свою очередь, пугали людей, что их сейчас «примут» по ч. 1 п. 3. ст. 19 КоАП, и ведь действительно принимали и затем судили».
По мнению Шкуматова, основным мотивом инспектора, который просит водителя выйти из машины, является корысть.
«Договариваться проще на своей территории, в чужой машине инспекторы никогда не будут что-то просить или даже намекать на взятку, ведь там может быть и видеозапись, и просто подстава какая-то, — считает активист. — Поэтому полицейским, конечно, важно, чтобы водитель вышел из автомобиля».
Эксперт напомнил, что возможность оставаться в своей машине у водителя появилась вследствие неблагоприятной криминогенной обстановки в стране. «Эта норма в административном регламенте, когда инспектор вправе предложить выйти, а водитель вправе отказаться, появилась из-за того, что бандиты в форме сотрудников ГИБДД тормозили дорогие автомобили на глухих трассах и совершали преступления, — сообщил Шкуматов. — Водителям тогда приходилось выходить из машины, и тем самым они становились беззащитны. Чтобы такой преступный бизнес сошел на нет, что в итоге, кстати, и произошло, водителям и дали возможность оставаться в своей машине. Если человек остается в автомобиле, сделать с ним что-то сложно, он ведь всегда может нажать на газ и попытаться уехать от злоумышленников».