Видеозапись под названием «Танк на трассе, Нижний Тагил» появилась в сети в воскресенье, 27 января. Съемка ведется из автомобиля на видеорегистратор. На 36-секундном ролике запечатлен момент, как машина, из которой идет запись, проезжает двухполосную дорогу на красный сигнал светофора. В этот момент перед объективом на обледенелую дорогу вылетает боевой танк, перпендикулярно пересекая поток. Инцидент произошел в районе Вагонка на окраине Нижнего Тагила.
«Танк двигался со стороны «Уралвагонзавода» на полигон для испытаний, — заявила в понедельник «Газете.Ru» начальник отдела по связям с общественностью ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Юлия Колмакова. — Он двигался не по дороге общего пользования, он пересекал федеральное шоссе, по которому двигались автомобили. Он двигался по специальной дороге, которая проложена от «Уралвагонзавода» до полигона. То есть там, по этой дороге, автомобили не ходят, она предназначена для движения спецтехники. Двигался танк на разрешающий сигнал светофора. Автомобиль (из которого велась съемка. — «Газета.Ru») нарушил правила дорожного движения».
На заводе не сообщили, как часто по этому маршруту ездят танки, но добавили, что «двигаются, когда возникает такая необходимость, и в сторону полигона, и обратно».
«Это не нонсенс. Это обычная рабочая ситуация – перемещение бронетехники, — уверяет представитель завода.
— На участке, который пересекал танк, есть специальное дорожное покрытие, чтобы его не повредила бронетехника».
Точную модель танка на заводе сообщить затруднились. Однако, судя по всему, это Т-90. По техпаспорту такой танк с боекомплектом весит 48 тонн, на вооружении у него 125-милиметровая пушка, два пулемета.
Заместитель начальника ГИБДД Свердловской области подполковник Сергей Плешко подтвердил, что танк УВЗ пересекал проезжую часть по технологическому проезду, который оборудован светофорным объектом. «Транспортные средства, которые движутся по проезжей части согласно сигналам светофора, должны были остановиться и предоставить преимущество ТС, — заявил Плешко. — В данном месте технологический проезд официально существует, оборудован светофорным объектом».
Однако в региональной ГИБДД все равно решили проверить инцидент. «В настоящий момент в Нижний Тагил направлены сотрудники управления ГИБДД для проведения проверки в целях исключения несанкционированных выездов с территории УВЗ и пересечения проезжей части, — сказал Сергей Плешко. — Также сотрудники уполномочены проверить все выезды с завода и провести рабочие встречи с руководителями предприятия».
В сети тем временем активно смотрят еще один ролик с изделиями «Уралвагонзавода». На записи, сделанной 24 января этого года в 1.20 ночи, запечатлена колонна по крайней мере из трех танков Т-72, задействованных в уборке снега.
Спецтехника едет в сопровождении автомобиля ДПС с включенными проблесковыми маячками. Спереди у танков приделаны ковши. Согласно техническим характеристикам, расход топлива Т-72 на 100 км по сухой грунтовой дороге составляет от 300 до 450 литров дизтоплива.
В ГИБДД Свердловской области подтвердили, что сопровождали колонну танков. «Хотелось бы разъяснить, что в расчистке от снега в городе Нижний Тагил в экстренных случаях, для ликвидации последствий снегопада, в том числе используются инженерные машины разграждения на базе танка Т-72, которые по обращению администрации города и по согласованию с органами ГИБДД выполняют технологические работы в сопровождении патрульных автомобилей ГИБДД, — заявил Сергей Плешко. — Гусеничный ход инженерных машин с прорезиненными траками не повреждает асфальтобетонное покрытие проезжей части».
Однако в центральном аппарате ГИБДД напомнили, что гусеничную боевую технику согласно законодательству нельзя использовать на дорогах общего пользования.
«Гусеничная техника, в том числе тракторы, не может двигаться по дорогам общего пользования, — заявил «Газете.Ru» замглавы ГИБДД России генерал Владимир Кузин. — Она не предназначена для движения по дорогам общего пользования. Танки как боевые машины не подлежат регистрации. Естественно, не могут выезжать. Но я не беру чрезвычайные ситуации. Вполне возможно, по какому-то решению их привлекли. Например, МЧС привлекает технику для ликвидации последствий стихийных бедствий. Все остальное должно регулироваться военной автомобильной инспекцией. Они разъяснят, как осуществляется движение военной техники, которая может нанести ущерб дорогам общего пользования».
Кроме того, Кузин подчеркнул, что сопровождение воинских колонн — прерогатива военной автомобильной инспекции, а не гражданской дорожной полиции. «Но сейчас мы точно не можем сказать, какая была необходимость привлечения ДПС», — добавил Кузин.
Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Свердловской области, юрист Кирилл Форманчук также считает, что специализированная техника не может ездить вместе с обычной по дорогам. «К дорожному движению допущены только транспортные средства, которые зарегистрированы в ГИБДД (статья 15 ФЗ о безопасности дорожного движения), — заявил эксперт «Газете.Ru». — Если техника ездит без госномеров, она не допущена к движению по общим дорогам. По полю пусть ездят».
Впрочем, Форманчук успокаивает, что сейчас танки уже не так часто тревожат народ на дорогах Свердловской области. По его словам, в 90-е годы местные криминальные авторитеты приезжали на танках на разборки друг с другом. Однако сейчас Форманчук усомнился в версии, что танк УВЗ ехал именно на полигон. «Если хотели отправить на полигон, должны были погрузить на эвакуатор, — говорит Форманчук. — Тем более ехал танк дерзко и создавал опасность для других участников движения».