В скандале замешаны бывший гендиректор Porsche SE Венделин Видекинг и финансовый директор компании Хольгер Хертер. Топ-менеджеры также являются фигурантами другого разбирательства, где их обвиняют в нарушении обязательств перед банком — в 2009 году во время переговоров о рефинансировании кредита в $13,2 млрд, они занизили оценку потребностей концерна на $1,82 млрд, чтобы облегчить условия займа.
Тем не менее против Видекинга и Хертера выдвинуты новые обвинения – их подозревают в том, что втайне от инвесторов начали процесс покупки акций Volkswagen, при этом утверждая на публике об отсутствии таких намерений.
Адвокаты обвиняемых уверены, что дело о кредитных махинациях будет закрыто за недостатком доказательства, а обвинения по новому делу абсолютно необоснованны, сообщает Bloomberg. Если Видекинга и Хертера признают виновными, им грозит 5 лет тюрьмы и крупный штраф, размер которого будет определен позднее.
«В ходе расследования стало известно, что подозреваемые приняли решение увеличить долю в Volkswagen до 75% не позднее февраля 2008 года, рассчитывая осуществить поглощение VW в первом квартале 2009 года», — рассказали Bloomberg представители прокуратуры Штутгарта.
По данным следствия, подозреваемые в период с марта по октябрь 2008 года как минимум пять раз публично заявили об отсутствии у них планов увеличить долю в Volkswagen.
Когда стало известно, что у Porsche скопились около 75% акций VW с правом голоса, акции производителя «народных автомобилей» краткосрочно выросли, сделав компанию самой дорогостоящей в мире. В свою очередь, ряд инвесторов компании, рассчитывавших на падение стоимости акций VW, потеряли миллиарды долларов – ориентировочный урон был оценен в 30 млрд евро.
«Несмотря на все риски на рынке ценных бумаг, компания обязана говорить правду, — рассказала изданию The New York Times Клаудиа Краут, прокурор из Штутгарта. – Искажение правды, которое повлияет на стоимость акций, не входит в перечень ожидаемых рисков, которых следует ожидать на рынке ценных бумаг».
Некоторые из понесших крупный ущерб инвесторов из США подали на Porsche в суд на общую сумму около $2 млрд, но дело им выиграть не удалось. Несколько похожих дел все еще находятся на рассмотрении в Германии и Великобритании.
Последующий уход Видекинга и Хертера со своих постов в 2009 году фактически обозначил старт процесса, прямо противоположного тому, который планировали топ-менеджеры, – началось поглощение компании Porsche концерном Volkswagen. Топ-менеджеры при увольнении получили компенсацию в размере 50 и 1,2 млн евро соответственно.
Запланированное на 2011 год объединение двух компаний пришлось отложить из-за многочисленных судебных разбирательств, развернувшихся вокруг предстоящей сделки. В итоге VW приобрел Porsche 1 августа 2012 года – к уже имевшимся у VW с августа 2009 года 49,9% акций Porsche добавились оставшиеся 50,1%.