Владимир Путин заявил о необходимости отказа от транспортного налога. Соответствующее заявление он сделал во время встречи с руководителями думских фракций.
«Это чувствительный вопрос. Нужно стремиться, чтобы все перевести в акциз и уходить от транспортного налога, — приводит слова президента РИА «Новости». — Нужно в этом направлении двигаться: сколько едешь — столько платишь».
В настоящее время в России действует транспортный налог. Его размеры в каждом регионе устанавливают местные власти.
О возможности отмены транспортного налога власти всерьез заговорили в 2010 году, когда страну возглавлял Дмитрий Медведев, а Владимир Путин занимал пост премьер-министра.
Однако кампания по замене транспортного налога на дополнительный акциз на топливо, которая широко рекламировалась государственными СМИ и преподносилась как благо для всех автомобилистов, привела лишь к тому, что бензин подорожал, а налог остался. Кроме того, Дмитрий Медведев в чине президента в декабре 2010 года подписал закон, снижающий базовую ставку транспортного налога вдвое. Де-факто ничего не изменилось: за субъектами федерации осталось право увеличивать эту ставку в десять раз, и в большинстве случаев он остался на прежнем уровне, а в некоторых регионах даже вырос.
Против отмены транспортного налога выступали региональные власти, которые указывали этот сбор как важную статью пополнения бюджета. Более того, в 2011 году чиновники решили возродить в России институт дорожных фондов, бюджет которых направляется на строительство и реконструкцию дорог, а аккумулируется в том числе за счет транспортного налога и акцизов на бензин. Средства Федерального дорожного фонда, по словам Путина, составят 4,5 трлн рублей. Из них 2,7 трлн рублей будут направлены на строительство и реконструкцию федеральных дорог, 1,8 трлн рублей — на ремонт и содержание. Объем региональных дорожных фондов составит 3,9 трлн руб. За счет дорожных фондов будут строиться в том числе платные дороги. Насколько изменятся цены на бензин в связи с вероятной отменой транспортного налога, пока неясно.
Так, в Москве в 2013 году впервые за 8 лет вырастут ставки транспортного налога — инициатором этого шага стала мэрия Москвы под руководством Сергея Собянина.
«Общий уровень индексации составляет примерно 13%, то есть 600 рублей в расчете на одного автовладельца», — прокомментировал предстоящие изменения руководитель столичного департамента экономической политики и развития Максим Решетников. Примечательно, что предложенное столичным градоначальником увеличение налога больше всего ударит по владельцам автомобилей с двигателем мощностью до 100 л. с. К их числу относятся популярные массовые модели, такие как Chevrolet Lacetti, Renault Logan, Daewoo Nexia, а также почти весь модельный ряд Lada.
«Президент поддержал инициативу ЛДПР вернуться к обсуждению вопроса отмены транспортного налога», — сказал «Газете.Ru» депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов, добавив, что Путин идею поддержал, однако добавил, что это надо делать постепенно, без потрясений и резких движений.
В свою очередь, ряд общественных и политических деятелей неоднократно призывали к отмене транспортного налога, называя существующую схему взимания этого сбора необоснованной. В частности, Федерация автовладельцев России (ФАР) провела масштабную акцию по сбору подписей в пользу отмены налога — обращение к президенту подписали 100 тысяч человек.
Если в России обслуживать дорожную сеть хотят все больше за счет автомобилистов, то на Западе власти, наоборот, склоняются к содержанию дорог за счет привлечения частных инвестиций.
Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков сказал «Газете.Ru», что существующая схема транспортного налога в России является непродуманной. «Привязка транспортного налога к мощности абсурдна, а вот его включение в стоимости топлива абсолютно гармонично и правильно», — заявил депутат. Но при этом эксперт подчеркнул, что предыдущие попытки отменить транспортный налог в РФ оказались неудачными по той причине, что президент РФ получил необъективную информацию о необходимом повышении акцизов.
«По нашим подсчетам, достаточно было поднять акцизы на 1 рубль, чтобы компенсировать выпадающую часть, а мы на три рубля подняли. То есть Кудрин дал ему (Путину) необъективную информацию. Мы предложили делать расчеты не с помощью Минфина, а с помощью независимых экспертов», — рассказал Лысаков.
Кроме того, Лысаков считает, что отказ от существующего налога поможет транспортным компаниям. «Несмотря на то что у перевозчиков очень прожорливые машины, им все равно будет легче платить, поскольку налог будет «размазан» в течение года, а сейчас его нужно платить сразу. Если в компании несколько машин, то эту сумму выдернуть из оборота сложно, а когда они каждый день заправляются, то ты платишь в течение года, а такая схема более приемлема для перевозчиков», — пояснил эксперт.
При этом Лысаков считает, что в этот раз предложенные Путиным меры увидят свет. «Я считаю, что сейчас он движется в нужном направлении. Надеюсь, что будет соответствующее распоряжение президента и эта несправедливость (транспортный налог) будет исправлена, — добавил депутат. — Владимир Владимирович не бросается своими словами, я думаю, все будет».