О том, что сотрудники столичной ГИБДД расчистили подъезды к дому 1 по Малому Кисловскому переулку ради празднования высокопоставленными ветеранами Дня полиции, в своем блоге рассказал владелец одного из перемещенных автомобилей Андрей Гаращук. Его автомобиль, припаркованный напротив здания, в котором находится Дом ветеранов МВД, уже во второй раз был без всяких на то оснований перемещен в другое место.
Оставив машину припаркованной 9 ноября, мужчина вернулся за ней 12 ноября, но на прежнем месте не обнаружил. «Я стал опрашивать граждан, которые проживают в доме 1 по М. Кисловскому переулку, — пишет в блоге Гаращук. — Они рассказали мне, что 10.11.2012 работала служба перемещения автотранспорта, которая увозила автомобили на ближайшие улицы. Обойдя близлежащие переулки и улицы, я обнаружил свой автомобиль по адресу Нижний Кисловский переулок, дом 7». Когда мужчина начал разбираться, что произошло, выяснилось, что в субботу, в День сотрудника органов внутренних дел, в здании, где располагается Совет ветеранов центрального аппарата МВД проходило приуроченное к этой дате мероприятие. В связи с этим городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС) по указанию ГИБДД расчистила близлежащее дорожное пространство, чтобы свои машины могли поставить гости вечера.
«Всего переставили порядка 10 машин, — рассказывает автовладелец. — Никто ни о чем заранее не предупреждает. Они просто приезжают с эвакуаторами с утра, грузят и переставляют машины.
Потом там все огораживают конусами, и весь день стоит дежурный инспектор, который не дает никому парковаться. Хотя места для стоянки там есть, и парковаться можно.
К вечеру туда съезжаются гости, ветераны, сотрудники МВД. Они приезжают на полицейских машинах, частных, нередко со специальной серией автомобильных номеров, спокойно паркуются, и сотрудники ГИБДД благополучно уезжают».
Гаращук рассказал, что найти свой автомобиль смог далеко не сразу. «Я позвонил в 112, оставил устную жалобу, что исчез автомобиль, — сообщил он. — Они предположили, что его могли переместить. Мне дали телефон ГСПТС, и там мне сказали адрес, куда его поставили. Оказалось, это совсем рядом. Я спросил об основаниях для перемещения. Мне ответили: мероприятие. На уточняющие вопросы о том, что это за мероприятие, они ничего не сказали».
Автовладелец считает, что перемещение машины осуществлено абсолютно незаконно. «Для этого вообще нет никаких оснований, — считает он. — Причем такие зачистки там происходят постоянно. Сейчас вот был День полиции, до этого был День ветеранов МВД (отмечается 17 апреля. — «Газета.Ru»), еще какие-то вечеринки там проходят».
Машину Гаращука перемещают уже второй раз.
«В первый раз весной они вообще увезли машину на Большую Никитскую и поставили ее прямо под знаком «остановка и стоянка запрещена».
На этот раз поставили нормально, но вплотную к такому месту», — сетует он.
Кроме того, автомобилист отметил, что сотрудники, которые работают в этом Доме ветеранов, постоянно ездят по переулку по встречной полосе. «Один полковник там на своей машине постоянно носится под «кирпич», — рассказал Гаращук.
Автовладелец не исключает, что обратится в полицию с заявлением об угоне автомобиля. «Если вырвусь с работы, сделаю это сегодня. Пусть они разбираются. Мне это уже надоело, и я хочу дойти до суда», — заключил он.
Петр Бабинович, помощник председателя Совета ветеранов центрального аппарата МВД Ильи Стороженко, заявил «Газете.Ru», что по поводу эвакуации машин 10 ноября от здания Дома ветеранов «ничего не слышал и не видел». «Я был в тот день там, участвовал во встрече ветеранов МВД, — рассказал Бабинович. — Было собрание, всего присутствовало 60 человек, потом все спокойно разошлись домой. Что касается жалоб автовладельцев, то по этому вопросу вам было бы правильнее, наверное, обратиться в ГИБДД».
По словам помощника председателя, сам он припарковал машину во внутреннем дворе, на территории Дома ветеранов. «Когда я проезжал мимо, там были свободные места, они были отмечены столбиками.
Те, кто приезжал поздравлять ветеранов, гости, спонсоры наши, они парковались без всяких вопросов», — сообщил Бабинович.
В ГСПТС, единственной структуре в Москве, имеющей право эвакуировать автомобили, сообщили, что 10 ноября из Малого Кисловского переулка был перемещен всего один автомобиль. «Была одна перестановка на набережную им. Тараса Шевченко, дом 9, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь ГСПТС Кермен Китинова. — Сделано это было по заявке 6-го батальона ДПС на спецтрассе». По ее словам, согласно базе данных службы, других перемещений в этот день из данного переулка не было, поэтому прокомментировать перестановку машины Гаращука Китинова не смогла. «Любые решения о перестановке машин принимаются сотрудниками ГИБДД. Мы только исполняем. Есть основания для перемещения или нет — решаем не мы. Но при перестановке машины, даже если мы ее отвозим на метр в сторону, всегда составляется акт, который подписывается инспектором ДПС и нашими специалистами», — добавила она.
В ГИБДД уже начали проверять данный инцидент. «Управлением ГИБДД Москвы проводится проверка указанных фактов», — заявил «Газете.Ru» глава пресс-службы управления Артем Иванов.
Юристы считают, что данный случай находится вне закона, так как у сотрудников ГИБДД не было оснований для перестановки автомобиля и их действия можно квалифицировать как угон или самоуправство.
«Не существует законных способов перемещать машину, которая не нарушает ПДД, — заявил «Газете.Ru» председатель петербургского регионального отделения Комитета защиты прав автомобилистов Александр Холодов. — Но зачастую, хотя и крайне редко, автомобили переставляют на соседние улицы в случаях спецмероприятий по линии Федеральной службы охраны (ФСО), связанных с проездом глав государств. Чтобы так делали ко Дню полиции, я еще не слышал».
По словам юриста, решение сотрудников ГИБДД можно обжаловать. «Мне здесь видится незаконное перемещение, — считает Холодов. — Идея написать заявление об угоне кажется мне вполне здравой, а данная формулировка — корректной. Угон — это завладение чужим имуществом без цели хищения. Согласно определению пленума Верховного суда, факт угона совершается в момент перемещения автомобиля.
Если законных оснований для перемещения нет, то это действительно можно квалифицировать как угон, хотя мне кажется, что более правильным было бы квалифицировать данные действия как самоуправство.
Причем, учитывая, что ущерб автовладельцу если и причинен, то разве только моральный, то здесь идет речь не об уголовной статье, а об административной. За это положен штраф в 500 рублей».
Юрист подчеркивает, что случаи перемещения транспортных средств достаточно четко определены законом. «Во-первых, это все нарушения, прописанные в статье 12.19 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), — рассказывает эксперт. — Это стоянка на пешеходном переходе, на трамвайных путях, в тоннеле, стоянка на проезжей части с созданием помех для других машин, стоянка на тротуаре. Во-вторых, эвакуация может производиться ФСО для защиты охраняемых лиц. Учитывая, что все их инструкции имеют гриф «для служебного пользования», остается только гадать, в каких случаях они имеют право, а в каких нет. Порядок их действий в данных случаях для меня тоже загадка».
По мнению Холодова, те, кто отдал приказ «зачистить» пространство перед Домом ветеранов МВД, должны были хотя бы заранее предупредить об этом. «Поведение не совсем корректное, — считает он. — Хорошо, что человек не растерялся и быстро нашел. А если бы это был инвалид или пожилой человек? Так и до инфаркта можно довести. Вообще, оценку таким действиям вполне может дать прокуратура. Можно обратиться туда, потому что полиция, куда можно подать заявление о самоуправстве, в данном случае по понятным причинам вряд ли способна провести объективное разбирательство».