Использование приборов измерения скорости без фотовидеофиксации, или в просторечии — «фена», всегда вызывало критику со стороны автолюбителей. Когда инспектор направлял такой прибор на одну из приближающихся машин, автовладелец не мог получить стопроцентную гарантию, что измерение скорости проводилось в отношении именно его автомобиля. Раздражала автовладельцев и тактика сотрудников ДПС, нередко фиксировавших нарушения из «засад».
«Таким образом, при контроле за превышением установленной скорости движения транспортных средств будут применяться приборы, используемые сотрудниками ДПС, только при наличии в них функций фотовидеофиксации; приборы фотовидеофиксации, работающие в автоматическом режиме», — говорится в сообщении ведомства.
При этом указание Колокольцева было дано еще 25 июля.
В ГИБДД России «Газете.Ru» сообщили, что указание министра не имеет четкой даты начала его исполнения. «Это не нормативный правовой акт, дата вступления в силу которого строго регламентирована законом, а указание руководителя министерства своим подчиненным.
Разумеется, 25 июля все сотрудники ДПС разом физически не могли о нем узнать, — сообщил референт ведомства Дмитрий Лейбов. – Указание было отправлено в региональные управления МВД, соответственно, ушло какое-то время на его доведение до органов управления Госавтоинспекции и строевых подразделений службы. Как только информация дошла до подразделения, она доводится до личного состава и уже становится руководством к действию».
Лейбов затруднился оценить количество приборов измерения скорости старого образца, которые использовались до последнего времени ГИБДД, отметив, что в крупных городах их уже давно практически не применяют. «В Москве, Петербурге и крупных областных центрах в основном используются современные приборы — «Визир», «Крис», «Арена» и т.п., оборудованные средствами фотовидеофиксации нарушений. Там четко фиксируется доказательная база: сохраняется фото или видео, скорость какой именно машины измерялась, в какое время. Разумеется, это позволяет избежать многих конфликтных ситуаций», — заявил он.
По мнению Лейбова, ситуация, когда некоторые сотрудники ДПС вопреки указанию продолжат пользоваться старыми приборами, маловероятна.
«Информация доведена до водителей через официальные сайты МВД России и ГИБДД, и сотрудникам нет никакого смысла идти на конфликт и использовать старый прибор. Более того, ответственный руководитель им просто не выдаст теперь такой прибор при заступлении на дежурство. Если такая ситуация все-таки произойдет, то водитель может оставить соответствующую запись в протоколе и обратиться с жалобой в подразделение. В этом случае сотрудник ДПС будет привлечен к дисциплинарной ответственности», — сообщил он.
На сайте госзакупок можно найти заявки на приобретение современных мобильных комплексов фиксации нарушений. Так, УГИБДД по Тюменской области хочет закупить 50 комплексов на общую сумму 6,84 млн рублей. При расчете стоимости контракта ведомство исходило ориентировочно из цены в 135–140 тыс. рублей за один прибор. Согласно техзаданию, он должен фиксировать скорость в диапазоне от 20 до 250 км/ч.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что решение главы МВД назрело уже давно.
«Правозащитное сообщество еще лет десять назад начало утверждать, что измерять скорость прибором без привязки к конкретному автомобилю — это убого и позорно.
Лучше поздно, чем никогда. Ведь такими аппаратами практически нигде в мире уже не пользуются, — говорит Травин. – Спустя столько лет министр нас услышал, и это говорит о его хорошей слышимости, но больше ни о чем. Последние лет пятнадцать над нами смеялся весь Запад, где вообще не понимают, что такое «фен». А нарушать из-за этого меньше все равно не станут, только теперь водителям отвертеться будет сложнее».