В Москве началась «амнистия» гаражей старой постройки. Во вторник столичное правительство приняло постановление, утвердившее перечень из 240 гаражных кооперативов, земельные участки под которыми должны быть выведены из состава особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и природных и озелененных территорий города Москвы. Постановление вышло в развитие принятых в апреле 2012 года поправок в градостроительный кодекс Москвы и городской закон «О защите зеленых насаждений», разрешившие исключать из природного комплекса участки, на которых расположены гаражи.
Городские власти объяснили нововведение тем, что «фактически занятые объектами гаражного назначения участки уже давно не выполняют природозащитных функций».
При этом владельцы гаражей не могут привести их в цивилизованное состояние, а их права на пользование гаражами существенно ограничены и постоянно оспариваются в судах. «Недавняя проверка показала, что в границах особо охраняемых природных территорий оказалось около 300 гаражных кооперативов. Эта ситуация возникла не по вине владельцев, которые приобрели гаражи 40—50 лет тому назад. Ликвидировать кооперативы только потому, что несколько лет назад произвольно, без учета мнения граждан включили их в состав ООПТ, было бы несправедливо», — заявил на заседании во вторник мэр Сергей Собянин.
Он поручил более точно определить границы ООПТ, исключив из них гаражи. Затем, по словам Собянина, нужно дать гражданам возможность оформить право аренды этих земельных участков и заняться наведением порядка на территориях гаражных кооперативов. Ответственными за эту работу назначены департаменты земельных ресурсов и природопользования, Москомархитектура, районные управы и префектуры.
Как пояснил журналистам после заседания руководитель департамента природопользования Антон Кульбачевский, старые московские гаражи появились на своих местах еще в 50—60-е годы прошлого столетия, в то время как понятие ООПТ появилось только в 1998 году. Спустя 3 года был принят закон об ООПТ, куда попало около 200 занятых гаражами участков. Всего же за последнее время было выявлено свыше 300 гаражных объектов, 80% из которых не имеют документов на землю из-за особого режима ее использования. «Эти земли были изъяты из оборота, возникли правовые ограничения, но сейчас социальная справедливость восторжествовала», — заявил чиновник.
Механизм торжества социальной справедливости описал руководитель департамента земельных ресурсов Владимир Ефимов. «Все объекты были проинспектированы нашей инспекцией по недвижимости, — рассказал Ефимов журналистам. — И теперь на каждый из них можно оформлять земельно-правовые отношения, имущественные права и вводить в оборот. Москомархитектура за год должна подготовить ГПЗУ (градостроительный план земельного участка. — Ред.) на указанные участки. После чего на разрешенные объемы собственники смогут привлечь инвесторов, благодаря чему эти участки будут облагорожены, на них появятся дополнительные функции — автосервис и автомойки».
Никаких последствий для экологии подобное благоустройство не принесет, заверил чиновник.
С этим согласен и председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, по словам которого, участки, на которых долгие годы находятся гаражные кооперативы, относятся к природному комплексу лишь формально. «Существующие на птичьих правах гаражи надо узаконить и внести их во все городские планы. И при этом обязать владельцев гаражей привести их в порядок и благоустроить территорию», — заявил депутат «Газете.Ru».
По мнению экспертов-экологов, амнистия гаражей вместо их цивилизованного вывода с природных территорий с предоставлением других участков противоречит федеральному природоохранному законодательству. «Российским законодательством установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, — напоминает руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова. — Раньше при корректировке границ ООПТ к природному комплексу хотя бы присоединяли другие, компенсационные участки. Теперь же речь идет об огульном бескомпенсационном исключении занятых гаражами участков из границ природного комплекса».
По ее мнению, при решении вопроса существования гаражей на ООПТ должны были учитываться такие факторы, как законность их размещения, наличие оформленных земельно-правовых отношений, местоположение гаражей по границе ООПТ или внутри ООПТ, экологическая значимость занятых гаражами земельных участков (водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, эрозионно опасные участки, близость к местам обитания объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Москвы), а также экологический вред, причиняемый гаражами природным комплексам.
Намерение столичных властей строить на месте старых гаражей современные паркинги или другие объекты, «нужные населению и городу», вызывают опасения и у экспертов по недвижимости.
«Ущемление интересов рядовых граждан в угоду инвесторам происходит во все время существования в России рынка недвижимости, — считает аналитик агентства Rway Александр Крапин. — Нахождение некоего баланса интересов является главной задачей власти. Однако я думаю, что в ближайшие годы этот баланс будет по-прежнему смещен в сторону инвесторов». По мнению эксперта, защитить освободившуюся от природоохранных обременений землю под гаражами сможет развитие системы самоуправления и усиление влияния муниципальной власти, находящейся гораздо ближе к гражданам, чем исполнительная.
По мнению председателя Мосгордумы по законодательству Александра Семенникова, члены попавших в перечень кооперативов окажутся в лучшем положении, чем многие москвичи, чьи гаражи расположенные не на природных территориях.
«Со всеми кооперативами из перечня будут оформлены арендные отношения, — пояснил депутат «Газете.Ru». — Притом что подавляющее количество старых московских гаражей находятся на птичьих правах: их пока не выгоняют, но и не оформляют или не продлевают земельно-правовые отношения. Гаражники в Москве никогда не могли спать спокойно. Здесь же арендные отношения перейдут в качестве обременения на инвестора, который не сможет проигнорировать права арендатора, как если бы он пришел в чистое поле. Он должен будет либо предоставить гаражникам места в новых паркингах, либо предоставить устраивающую их компенсацию». Придется хоть как-то прислушиваться к владельцам гаражей, представляющим «в любом районе города наиболее сплоченную часть населения», и префектурам, считает депутат. Чиновники уже не смогут ни просто так отмахнуться от своих арендаторов при выборе инвестпроекта и проведении конкурса, ни сделать вид, что тех просто не существует.