В Волгоградском областном суде в четверг начался судебный процесс по делу бывших сотрудников ГИБДД, которые благодаря своим руководящим постам организовали систему поборов со своих починенных и заставляли их вымогать взятки у водителей.
На скамье подсудимых оказались бывший командир 2-го отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУВД по Волгоградской области Олег Кирпа и его подчиненные — экс-начальники контрольно-пропускных пунктов милиции Евгений Перепелица, Александр Карасев и экс-командир взвода Александр Бондаренко. Вину они не признают. Еще один фигурант дела, исполнявший обязанности командира взвода Сергей Новак, свою вину признал полностью, поэтому его дело выделено в отдельный процесс и будет рассмотрено 13 февраля. Все пятеро обвиняются в совершении преступления, предусмотренного пп. «а», «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом лично и через посредника за общее покровительство и попустительство по службе, совершенное организованной группой с вымогательством взятки в крупном размере). Им грозит до 12 лет тюрьмы и крупный штраф.
Олег Кирпа, а также еще трое обвиняемых — Перепелица, Карасев и Бондаренко — уроженцы Ростовской области. В Волгоград они были переведены на руководящие посты после того, как главой ГУВД региона стал Александр Кравченко, также выходец из Ростовской области, где он возглавлял ГИБДД.
Пост главы отдельного батальона ДПС Кирпа получил в феврале 2009 года. Уже весной 2010-го он предложил трем землякам, а также уроженцу Волгограда Сергею Новаку организовать преступную схему по сбору дани со своих подчиненных. «Схема была достаточно продуманная, поскольку Кирпа и четверо его земляков собирали со своих подчиненных денежные средства и передавали их Кирпе, который их делил между собой и остальными членами группы», — рассказала «Газете.Ru» старший помощник руководителя управления СКП Волгоградской области Наталия Куницкая.
Начальники обложили данью практически весь личный состав, который нес службу на трассе М-6 Москва — Волгоград. Примерно сотне гаишников вменялось в обязанность вымогать деньги у водителей на дорогах. Взамен сотрудникам предлагались поощрения и продвижение по службе. В противном случае им грозили неприятностями вплоть до увольнения. По цепочке от рядового сотрудника взятки передавались вверх по вертикали. Гаишники на дороге брали деньги у водителей, затем полсуммы передавали начальникам смен, а те уже — своим руководителям.
За все это время Кирпа с четырьмя земляками успели получить от подчиненных около 5 млн рублей. Средний недельных доход каждого составлял более 120 тыс. рублей.
«Это та сумма, которую подтверждают инспекторы, передававшие эти деньги начальству, — пояснили в СКП. — Подсчитали, кто сколько в неделю передавал, и вышли на эту итоговую цифру». Однако не исключено, что на деле инспекторы получали еще больше.
Деятельность ОПГ пресекли спустя год — 25 января 2010 года. Силовики задержали гаишных начальников с поличным. Как удалось выйти на эту банду — следствие не говорит.
Рядовым инспекторам, которые брали деньги на дорогах с водителей, а затем давали взятки руководителям, уголовное преследование не грозит в связи с «деятельным раскаянием». В следствии уточняют, что они способствовали раскрытию преступления и добровольно поделились деталями преступной схемы.
Однако без массовых зачисток не обошлось: после скандала 81 гаишник из органов внутренних дел был уволен.
Всего по делу насчитывается 17 томов и около 140 свидетелей только со стороны обвинения.
За свою трудовую деятельность Олег Кирпа официально награждал денежными премиями дорожных инспекторов, которые отказывались от взяток водителей. Кроме того, сам Кирпа и большинство его подчиненных поощрялись начальником ГУВД Волгоградской области за хорошую службу.