Аналитическое агентство Information Handling Services Automotive (IHS Automotive) совместно с LMC Automotive (бывший JD Power Automotive Forecasting) подготовили прогноз развития мирового авторынка в 2011—2012 годах. Согласно исследованию, несмотря на долговой кризис в странах еврозоны и катастрофу в Японии, продажи автомобилей в мире продолжают расти рекордными темпами.
По прогнозам IHS Automotive и LMC Automotive, по итогам 2011 года мировые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей вырастут на 4%, до 75 млн единиц. Эта тенденция продолжится и в 2012 году, правда, темпы роста замедлятся.
«Японская катастрофа и европейский долговой кризис не могли не повлиять на автомобильные продажи. Тем не менее их рост в 2012 году останется в рамках рекордного», — заявил изданию Financial Times аналитик IHS Кристоф Штюрмер.
Расширение автомобильной отрасли в 2011 году происходило медленнее, чем в посткризисном 2010-м, когда большинство автокомпаний получили крупные финансовые вливания от правительств. Наиболее быстрый рост демонстрировали рынки Восточной Европы, включая Россию и Турцию. На втором месте по интенсивности оказалась Южная Америка.
Авторынок США за 2011 год вырос на 9%, а на китайские продажи оказали влияние сдерживающие меры китайского правительства, направленные против усиления автомобилизации. В итоге китайский рынок вырос всего на 5%.
В Японии, несмотря на положительную динамику автопродаж в течение последних трех месяцев, в общегодовом значении рынок упал на 20%. Однако, по мнению аналитиков, ситуация изменится в следующем году.
По прогнозам IHS Automotive и LMC Automotive, в 2012 году будет продано около 78 млн автомобилей, что на 4% больше предполагаемых показателей текущего года. При этом в Европе, где автомобильная отрасль наиболее чувствительна к условиям кредитного рынка, влияющим на потребительский спрос, реализация автомобилей упадет на 5%.
«Европейские производители готовятся к рецессии. В первом полугодии 2012 года спад может оказаться более серьезным, нежели 5%», — заявил аналитик LMC Automotive Артур Махер.
В ноябре сразу несколько европейских автокомпаний объявили о сокращении штата или временных отпусках для рабочих в связи с сокращением расходов. В течение января 2012 года Renault уволит 2295 рабочих с завода в испанском Вальядолиде и сократит темпы производства. Сокращение расходов обернулось увольнениями и в Peugeot-Citroen. В конце октября PSA заявил об увольнении в течение 2012 года 5000 человек, занимавшихся поставками комплектующих для автомобилей, маркетингом, а также отвечающих за исследования, информационные технологии и разработку новых моделей. На европейских заводах концерн планирует сократить 1000 рабочих мест.
Тем не менее, по прогнозу LMC Automotive, крупнейшим мировым автопроизводителем станет европейский Volkswagen, обогнав General Motors и Toyota. Продажи немецкого бренда достигнут порядка 8,5 млн автомобилей против 8 млн у GM и 7,8 млн у Toyota. Правда, прогноз не учитывает продажи китайского партнера GM — SAIC, который обеспечит американскому концерну дополнительные 1 млн машин.