Ключевая мера по борьбе с пробками столичных властей достигает своего апофеоза. По задумке чиновников, общественный транспорт будет ездить по выделенным под него полосам, что позволит ему не стоять с остальным потоком в заторах. В итоге пробки будут расти, и московские автомобилисты начнут отказываться от машин. Чиновники признают, что ситуация на дорогах стала ухудшаться и в ближайшее время движение будет еще более затруднено, но именно в критический момент автомобилистам придется смириться и начать пользоваться общественным транспортом. «Для автомобилистов ничего хорошего, — говорят в департаменте транспорта. — Пока хорошо настанет, будет очень нехорошо — мы сами все в шоке, как теперь ездить будем. Но во всем мире к этому приходят».
На ряде магистралей Москвы уже активно используются выделенные полосы. По данным департамента транспорта, по полосе на Волоколамском шоссе по маршруту от метро «Тушинская» до МКАД (открылась в 2009-м) скорость движения автобусов увеличилась на 20% (с 16,8 км/ч до 20,4 км/ч). На проспекте Андропова — от метро «Коломенская» до Каширского шоссе в область и в центр (открытие в 2010-м году) — на 30% (с 18,9 км/ч до 27 км/ч).
По прогнозам властей, скорость движения автобусов и троллейбусов по выделенке к 2016 году вырастет с 25 до 30 км/ч.
При этом на обычных трассах скорость движения в часы пик составит 18 км/ч. Снижение средних по городу затрат времени пассажиров на трудовое передвижение в одну сторону сократится на 15 минут — до одного часа. По данным ГУП «Мосгортранс», в среднем автобусным транспортом в столице ежедневно перевозится более 2,8 млн человек.
Общая протяженность полос под автобусы уже в этом году составит более 116 километров. Всего к 2012 году в Москве будут функционировать 26 спецполос общей протяженностью 324,5 километра. Маршруты будут прокладываться на существующих магистралях за счет сужения проезжей части для автомобилей.
Транспортные эксперты и аналитики констатируют постоянное ухудшение дорожной обстановки на участках, где открылись выделенные полосы.
По данным ГК «Эшелон Геолайф», автомобилисты вопреки планам мэрии от машин не отказываются. «Относительно нашей абонентской базы наблюдаем традиционный сезонный осенний всплеск, — говорит аналитик компании Михаил Рязанцев. — И, скорее всего, снижения не произойдет, потому что маршруты спецполос проложены неэффективно. Сейчас они идут либо из спальных районов до метро, либо от МКАДа до центра города. Но людям достаточно проехать до ближайшей станции метро. Дальше ехать они будут не на автобусе или троллейбусе, а именно на метро». По словам эксперта, введение полос проводится «в условно-командном режиме». Так произошел казус на Звенигородском шоссе, где спецполоса появилась, а вот маршрутов общественного транспорта там не было.
Против выделенных полос и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Приятно видеть, как по специально выделенной полосе проносится один троллейбус в час, в котором едут две бабушки, — говорит Травин. — У города, испытывающего дефицит дорог, отобрали несколько сотен километров имеющихся».
Аналитики прогнозируют: рекордные пробки еще впереди. «Когда выпадет снег, скорость упадет на 30—35%, — уверен Михаил Рязанцев.
— Из-за уменьшения пропускной способности с введением спецполос скорость упадет еще сильнее. Но самое страшное — это закольцованные пробки, которые образуются на кольцевых магистралях, это когда начало затора упирается в хвост. В таких случаях движение будет полностью парализовано. Ведь кольцевые магистрали разгружаются за счет радиальных, а там будут спецполосы. В таких пробках автомобилисты будут стоять по четыре-шесть часов, и такое будем наблюдать довольно часто».
Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы Александр Сарычев успокаивает: выделение полос под маршрутный транспорт — необходимая мера, однако ее результаты появятся спустя несколько лет, как и прогнозируют в мэрии. «Выделение полосы под общественный транспорт всегда влечет за собой ухудшение трафика, как это происходит сейчас, — говорит он. — Однако автомобили, которые движутся в течение часа по одной полосе, могут перевезти 800—900 человек, а общественный транспорт — несколько тысяч.
Москва еще не стояла в настоящих пробках, которым подвержены зарубежные мегаполисы. Когда это произойдет, водители задумаются, что для них дороже — автомобиль или потраченное время».
«В Москве очень много участков, где крайняя правая полоса занята припаркованными машинами, а медленно двигающийся общественный транспорт вынужден ехать по второй полосе, - говорят, в свою очередь, аналитики сервиса «Яндекс.Пробки». - В этом случае введение выделенных полос и, как следствие, ликвидация парковки в сумме положительно влияют на пропускную способность трассы, так как в результате для нормального движения автомобилей остается недоступной одна полоса вместо двух».
Между тем полосы для общественного транспорта уже широко используют автомобили со спецсигналами, на которых ездят чиновники. «Выделенные полосы превратились в очередные участки дороги для мигалок, — говорит координатор общества «синих ведерок» Петр Шкуматов. — Мигалок там очень много, поскольку они формально имеют право отступать от ПДД, чем активно пользуются». В департаменте транспорта напоминают: выделенка для движения автомобилей со спецсигналом не предназначена, и грозят водителям чиновников штрафами. Сейчас все полосы оборудованы камерами автоматической видеофиксации. За езду по спецполосе водителям грозит штраф в 300 рублей, а с 1 июля 2012 года — 3000 рублей. В управделами президента заверили, что в их ведомство действительно приходят протоколы об административном нарушении, которое было зафиксировано на камеру ГАИ. В ведомстве говорят, что оплачивают их не из казны, а служебные водители из своего кармана.