Столичные власти приступили к выполнению обещания пересадить как можно больше москвичей на общественный транспорт. Департамент транспорта Москвы опубликовал проект постановления, в котором указаны сроки и порядок формирования выделенных полос для маршрутных транспортных средств в столице.
Всего к 2012 году в Москве будут функционировать 26 выделенных под общественный транспорт полос общей протяженностью 324,5 километра.
В Москве уже открыты три спецполосы. В 2009 году появилась полоса на Волоколамском шоссе по маршруту от метро «Тушинская» до МКАД, а в 2010-м по проспекту Андропова — от метро «Коломенская» до Каширского шоссе в область и в центр. В этом году открылись участки на Щелковском шоссе от Хабаровской до Халтуринской улицы, а также на Ленинградском проспекте от пл. Тверской Заставы до ул. Лизы Чайкиной.
Согласно утвержденному плану в 2011 году спецполосы под автобусы и троллейбусы появятся на улицах Липецкая, Айвазовского, на Ярославском, Пятницком и Боровском шоссе, Севастопольском проспекте, а также по маршрутам от пл. Киевского Вокзала до Мичуринского проспекта и МКАД и от улицы Большая Полянка до МКАД.
В следующем, 2012 году «выделенка» появится на маршрутах Новослободская ул. — Дмитровское шоссе; Аминьевское шоссе — Балаклавский проспект; Комсомольский проспект — Ленинский проспект; проспект 60-летия Октября – МКАД; на Волгоградском проспекте от Люблинской ул. до Проектируемого проезда 5396; от ул. Сергия Радонежского до шоссе Энтузиастов; на Алтуфьевском шоссе; на ул. Красная Пресня до проспекта Маршала Жукова; на Варшавском шоссе от МКАД до города Щербинка.
Кроме того, в следующем году выделенная полоса появится на всем протяжении Садового кольца.
Как уточнили «Газете.Ru» в департаменте транспорта, спецполосы будут прокладываться на существующих магистралях за счет сужения проезжей части для автомобилей. Ранее чиновники сообщали, что 19 столичных магистралей будут реконструированы, однако как именно, пока неизвестно.
По маршрутам движения общественного транспорта будут оборудованы заездные «карманы», увеличатся посадочные площадки. Как будет функционировать полоса на Садовом кольце, где многие автомобилисты паркуются в крайнем правом ряду, в департаменте уточнить затруднились, но не исключили, что на кольце будут построены специальные парковочные карманы.
Чтобы автомобилисты не пользовались выделенными полосами общественного транспорта, на их протяжении будут установлены камеры видеофиксации и патрули ДПС. Сейчас штраф за выезд на полосу для маршрутного транспорта квалифицируется по статье 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» и наказывается штрафом в 300 рублей.
Однако с 1 июля 2012 года для Москвы штраф за движение по маршрутной полосе вырастет в 10 раз – до 3000 рублей.
Между тем инспекторы ДПС уже сейчас пресекают езду по спецполосам. Как передают корреспонденты «Газеты.Ru», патрули стоят на протяжении всех существующих маршрутов в часы пик и штрафуют водителей. Маршруты отделены сплошной линией, на всем протяжении полос нарисована большая буква А и установлены знаки «проезд запрещен». При этом интенсивность движения на них довольно слабая, в то время как остальной поток стоит в плотной пробке. Удвоить столичный парк автобусов и троллейбусов планируется только к 2016 году. Власти планируют закупить 5500 единиц автобусов (примерно столько же работает сейчас) и 700 троллейбусов (сейчас около 1600).
По прогнозам чиновников, скорость на выделенных полосах вырастет до 30 км/ч, а объемы перевозок увеличатся на 45%.
Эксперты считают, что нововведения лишь усугубят ситуацию в городе. «Когда раньше было четыре метра для движения, а теперь стало три метра, а продажи автомобилей в Москве каждый год растут, то при таком росте трафика и урезании полос движение будет только затрудняться», — говорит специалист ГК «Эшелон Геолайф» Михаил Рязанцев. По его мнению, некоторые автомобилисты после этого пересядут в общественный транспорт, однако основная часть водителей откажется от этого. «Структура Москвы такова, что на машине передвигаться людям гораздо удобнее, чем на общественном транспорте, на котором нужно делать много пересадок, — продолжает Рязанцев. — Поэтому, пока структура города не изменена, введение спецполос только усугубит ситуацию».
«Это очень рискованное и непродуманное решение, — соглашается ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Александр Стрельников. — В Москве необходимо удваивать плотность магистралей, а вместо этого их сужают для автобусов и троллейбусов».