Снижение розничных цен на бензин и дизельное топливо, на котором настаивает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), может обернуться для российского рынка второй волной топливного дефицита. Такие выводы содержатся в письме, которое «Роснефть» направила на прошлой неделе в ФАС, сообщил «Газете.Ru» источник в нефтяной отрасли, знакомый с текстом документа.
«Несмотря на падение мировых цен на нефть, цены на моторное топливо выросли на 7%», — цитирует источник письмо нефтяников. «Кроме того, движение цен в одну сторону обязательно компенсируется колебанием в обратную. Дальнейшее снижение цен может вызвать увеличение региональных продаж и привести к ажиотажному спросу и вымыванию бензина с рынка», — говорится в письме.
По данным информационно-аналитического центра «Кортес», за последнюю неделю средняя цена бензина на оптовом рынке выросла на 1,7%, до 29 067 рублей, за тонну Аи-92 и на 1,1%, до 29 922 рублей, за тонну Аи-95.
«На бирже спрос в несколько раз превышает предложение, на спотовом рынке крайне мала доля предложений. Это свидетельствует о возможности очередного витка топливного кризиса», — считает замдиректора по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.
Ряд аналитиков, опрошенных Reuters, согласен с возможностью второй волны бензинового дефицита, однако причина, по которой это может произойти, несколько иная. Трейдеры утверждают, что «Роснефть», которая является основным оптовым поставщиком топлива, в течение последних месяцев не выводила его на биржу, а полностью снабжала свои розничные сети.
Возвращение бензинового кризиса прогнозируют и в правительстве, несмотря на июньские заявления вице-премьера Игоря Сечина и премьер-министра Владимира Путина, который вообще назвал возможность повторения сценария «нонсенсом».
Во вторник замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, делая доклад об инфляции в России, высказал опасения по поводу складывающейся на российском топливном рынке ситуации. По мнению Клепача, цены на моторное топливо в России будут повышаться.
Между тем ФАС настойчиво требует от нефтяных компаний продолжить снижение цен на моторное топливо. В июне антимонопольное ведомство направило восьми крупным игрокам рынка ГСМ («Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-BP, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть», «Альянс») предупреждение о необходимости снижения цен на бензин и дизельное топливо. По мнению ФАС, в результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок ввозных пошлин цены на внутреннем рынке должны измениться до экономически эффективного уровня. До этого антимонопольная служба также предупреждала нефтяников и добилась согласия от них на двухнедельный лаг между начальной ценой (без учета пошлин и затрат на транзиты) и ценами на внутреннем рынке.
Чтобы нефтяники были покладистее, на местах антимонопольщики берут инициативу в свои руки. В понедельник Самарское управление ФАС заподозрило в ценовом сговоре «дочек» «Роснефти», «ЛУКойла» и «Татнефти». Об этом сообщает пресс-служба ведомства. Антимонопольщикам показалась подозрительной синхронность, с которой компании поднимали розничные цены на бензин.
Во вторник представители ФАС не отвечали на звонки.
Компании свои ответы ФАС комментировать отказываются, однако известно, что в понедельник ТНК-BP повысило оптовую цену на высокооктановый бензин до 32 000 рублей за тонну.
Кроме того, нефтяники надеются на отсрочку требований техрегламента, который должен вступить в силу в сентябре 2011 года и ужесточить требования по экологическому классу выпускаемых бензинов, поскольку не все успели вовремя модернизировать свои НПЗ под новые требования.