«При благоустройстве дворов нам необходимо создавать дополнительное парковочное пространство. Состояние дворов у нас ужасающее: весь двор зачастую сплошь заставлен машинами — надо максимально упорядочить эту ситуацию», – заявил в пятницу на оперативном совещании мэр Москвы Сергей Собянин, добавив, что этот вопрос поднимали и горожане во время недавнего прямого эфира на ТВЦ.
В ответ заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков отметил, что ведомством уже предусмотрено создание в каждом столичном дворе 30 дополнительных машиномест.
«Нетрудно посчитать, сколько всего их будет. У нас 20 тысяч дворов», — заявил Бирюков. Посчитать новые машиноместа и профинансировать расходы по их созданию было сразу поручено руководителю департамента экономической политики и развития Марине Оглоблиной.
Постановлением правительства Москвы № 4 от 18 января 2011 года на благоустройство дворов (без учета дополнительных парковочных мест) было выделено около 9 млрд рублей.
Как рассказали «Газете.Ru» в столичном департаменте ЖКХ, работы по комплексному ремонту и благоустройству дворов начнутся уже в конце апреля. Сейчас префектуры готовят списки дворов и проводят их инвентаризацию, а департамент проводит конкурсы среди потенциальных подрядчиков.
Член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству, лидер фракции КПРФ Андрей Клычков считает, что в мэрии решили пойти по самому простому пути, который, впрочем, может вызвать серьезные протесты горожан. По его словам, на встрече с мэром депутаты фракции говорили о решении этой проблемы за счет строительства механизированных паркингов и создания машиномест в рамках новых строений с привлечением социально-ответственного бизнеса.
«Конечно, надо наводить порядок с хаотичной парковкой во дворах, с этим никто не спорит, — заявил Клычков «Газете.Ru». – И, наверное, можно найти в Москве дворы, позволяющие создать там и больше, чем 30 дополнительных машиномест. Но в целом по городу, и особенно в центре, это сделать нереально».
«Значит, поручение мэра будет выполняться за счет действующих плоскостных стоянок, зеленых насаждений и социальной инфраструктуры — детских и спортивных площадок», — заявил он.
«Сегодня в городских дворах машины и так стоят на газонах и детских площадках — ломаются ограждения, блокируется проезд уборочной техники и спецтранспорта, перекрываются входы в подъезды, — возражает зампред комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству, единоросс Валерий Скобинов. – Поэтому создание организованных парковочных мест – единственно возможный выход. Это абсолютно правильная инициатива, осталось только ее разумно реализовать». Где-то, возможно, и за счет газона, соглашается депутат. Но это не значит, что будет урезаться объем зеленых насаждений, уверен он, «во многих местах города успешно действуют экологические парковки», а их цена даже дешевле стоимости асфальта.
По мнению Скобинова, к реализации программы в городе «будет разумный подход» и там, где из территории будет невозможно выжать дополнительные места или в них вообще нет потребности, делать этого никто не будет.
Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев полагает, что при организации новых парковочных мест следует искать компромисс с учетом мнения самих горожан. Несмотря на заявленные 30 мест с двора, точное число мест, которые удастся оборудовать, назвать невозможно, подтверждает он.
«Думаю, средняя цифра такова. Придираться к точности до десятка тут вряд ли можно. Компромисс — гражданские конвенции внутри дворов должны высвободить места на дворовых территориях. Примеры по ряду дворов уже есть. Я думаю, что нового здесь ничего не может быть, — сказал Сарычев «Газете.Ru» — Искать согласие жильцов придется, но лет 10–15 еще нам придется жить и с плоскостными стоянками, и с легкими многоэтажными стоянками. Все города мира эту задачу решали».
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов отмечает, что в некоторых случаях количество парковочных мест во дворах можно увеличить путем сужения тротуаров.
Другие решения, которые теоретически возможно применить, строительство многоэтажных либо подземных паркингов, весьма затратны, говорит он. «Я думаю, можно найти резервы, но тут главное — не перегнуть палку. Например, в отдельных местах очень широкие тротуары во дворах. Очевидно, там нет необходимости делать их такими, потому что нет такого интенсивного пешеходного движения. Очевидно, что это самый простой и дешевый способ», — сказал эксперт «Газете.Ru». Вместе с тем в существующей ситуации в Москве значительно увеличить количество парковочных мест достаточно сложно, признает эксперт: «В Германии существует практика, когда существующие здания переоборудуют в парковки, однако места там достаточно дороги».