Использование преимущества на дорогах автомобилями чиновников никак не отслеживается и не контролируется. По закону они имеют полное право ездить по встречной и разделительной полосам, не только объезжая пробки в часы пик, но и в любое другое время. Более того, нет такого документа, в котором были бы прописаны случаи, оправдывающие применение спецсигналов на машинах чиновников. Согласно ПДД часть 3 пункт 1 «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований…», — а неотложное задание для водителя спецмашины – это указание руководителя. Что неотложного он должен сделать – купить продукты, забрать детей из сада или срочно прибыть в Кремль – в ПДД не уточняется. Законных способов приструнить спецводителей в стране нет.
Эти факторы снижают у водителей спецмашин градус ответственности и чувство риска.
Авария на Рублевском шоссе с участием автомобиля полпреда президента в Госдуме Гарри Минха снова подняла эту проблему. Авария произошла в среду вечером: на 5-м километре Рублево-Успенского шоссе BMW лоб в лоб столкнулся с Opel Astra. Шофер Минха Владимир Шугаев от полученных травм погиб на месте. В тяжелом состоянии 23-летняя Алена Ярош, находившаяся за рулем своего Opel, доставлена в больницу. Сам Минх получил ссадину на лбу.
Водитель в этот момент вез чиновника домой, в его загородный особняк. Но, как случайно стало известно уже после его смерти, Шугаев регулярно пользовался мигалкой, разъезжая и по неслужебным заданиям.
После аварии журналисты нашли в интернете архивы видеозаписей, сделанных видеокамерой, установленной в служебной машине Минха. Погибший Владимир Шугаев сам выкладывал их в социальные сети. На видео бывший раллист едет в основном по встречной или по разделительной полосе, даже когда дорога свободна и поток не плотный. На одном из видео водитель BMW, остановившись у магазина «Перекресток», поджидает покупательницу, а затем помогает ей складывать в багажник машины пакеты с продуктами.
Но куда он ехал и зачем, в сущности, неважно: пока у него был включен спецсигнал, он имел право нарушать правила. С одной только оговоркой: «Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу», — часть 3 пункт 1 ПДД. В которой, впрочем, есть и указание для остальных водителей: «При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства», — часть 3 пункт 2 ПДД.
Кто на пятом километре Рублевского шоссе должен был убедиться и не убедился или должен был предоставить и не предоставил, решать будет следствие.
Первые же сообщения о происшествии, появившиеся на следующий день после аварии, сопровождались официальными комментариями из управления делами президента, где поспешили привести первоначальную версию ДТП: девушка на Opel вылетела на встречку и протаранила VIP-автомобиль. Из слов очевидцев ДТП, опубликованных в интернете, следует как раз обратное: именно BMW вышел на чужую полосу, где и столкнулся с Opel.
Пока следователь собирает доказательства, чтобы расследовать очередное резонансное ДТП, по России только официально ездит 947 автомобилей без цветографической окраски, оборудованных спецсигналами и управляемых водителями, порой теряющими чувство риска и лишенными ответственности за свои действия. Во время подготовки этого материала стало известно об очередной аварии: Mercedes с мигалкой сбил пешехода на Рублевском шоссе.