В то время как продажи автомобилей в Европе падают, американский рынок неожиданно ожил, что связывают с прошедшими выборами в конгресс и общей стабилизацией. В целом после двух лет снижения продаж эксперты прогнозируют рост в следующем году.
Подборка мнений, опубликованная Automitive News, свидетельствует: специалисты перестали бояться «второй волны кризиса», несмотря на не слишком обнадеживающие сигналы из Старого Света. Ранее этой осенью глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон предрек европейскому авторынку в 2011 году 2-процентное падение. У коллег его прогноз возражений не встретил.
Представитель Toyota в Северной Америке Боб Картер констатирует: «Мы начали наблюдать признаки возвращения к прежним мотивам покупки авто. Сегодня заказы от потребителей по причине «хочется» почти сравнялись с заказами по причине «надо». Картер прогнозирует «продажи выше 12 млн автомобилей».
Президент американских подразделений Ford Марк Филдс в своих прогнозах еще более оптимистичен: по его мнению, продажи в США и Канаде могут достичь и 13 млн единиц. В свою очередь, главный прогнозист J.D. Power and Associates Джефф Шустер полагает, что к 2012 году в Северной Америке будет реализовано около 15 млн автомобилей – таким образом, прежний прогноз превышен на 17%, или на 2,2 млн машин. Поводом для пересмотра прежних осторожных прогнозов на следующий год для американских экспертов стало внезапное оживление «полумертвого» рынка во второй половине года нынешнего. Начиная с августа индустрия показывает примерно 8% роста по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. Общий объем продаж уже достиг 10,4 млн машин, и год, по мнению боссов автоиндустрии, закончится на уровне 11,5 млн проданных единиц.
Впрочем, относительно того, насколько интенсивно будут расти рынки, единого мнения нет. Вице-президент американской Honda Motor не ожидает взрывного роста – он настаивает на том, что восхождение будет «постепенным» и займет «несколько лет».
Помимо американского рынка, лидеры индустрии делают ставку на страны BRIC – в первую очередь на Россию и Бразилию. Так, Карлос Гон объявил, что «кризис оставлен позади», и пояснил: компании, чья прибыль увеличилась, просто «боятся, так как боятся положиться на государственную поддержку». Отдавая должное перспективам Америки, он тем не менее констатирует, что альянс в ближайшие годы сосредоточит свои усилия на России, Китае, Индии и Бразилии. В числе планов Renault-Nissan Гон отдельно отметил разработку совместной с «АвтоВАЗом» новой модели «Лады» и расширение продаж в Китае.
В интервью Financial Times Гон заявил также, что мир ждет массового электромобиля и это ожидание в значительной степени сформирует лицо авторынка в будущем.
«Где бы я ни появился, меня спрашивают первым делом об электромобилях. Наши акции, Индия, Китай, наша дешевая платформа следующего поколения – все забыто, — жалуется глава альянса. — Все, что у меня спрашивают, – это: «Ну и где ваш электромобиль?», «Так расскажете про Leaf или как?» К 2020 году, уверен Гон, электромобили твердо будут иметь 10% мирового авторынка.
Аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов полагает, что в ближайшие годы Россия, если не превзойдет ведущие авторынки Европы по объему продаж, то устойчиво войдет в тройку лидеров. «В ближайшие год-два мы выйдем на 3 млн автомобилей, на докризисный уровень, — полагает эксперт. — В этом году уже видны очень неплохие показатели — 1,8 млн автомобилей, согласно прогнозам. Конечно, в этом году сыграли и «отложенный спрос», и программа поддержки автопрома. В следующем году этого уже не будет, рынок может несколько охладиться. Но, с другой стороны, играет в плюс удешевление кредитования. До кризиса в России продавали 50% автомобилей в кредит. Сейчас этого уровня еще не достигли, но при условии дальнейшего удешевления Россия не потеряет темпа. Этим, собственно, и обусловлен интерес западных производителей к нашей стране».