Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» опубликовал рейтинг безопасности автомобильных дорог в городах России за период с января по сентябрь этого года.
Как рассказала «Газете.Ru» представитель центра Ирина Иванова, подобные рейтинги составляются с 2007 года. «Индекс безопасности высчитывается по особой формуле. Эта формула учитывает, во-первых, количество ДТП, вызванных плохим качеством дороги, и число пострадавших в них. Во-вторых, число жителей города, протяженность автодорог и другие факторы, — поясняет Иванова. — В итоге получаются результаты, не всегда коррелирующие с собственно качеством дорог».
В этом году, как и в предыдущих, самыми безопасными оказались дороги Тюмени: здесь «индекс опасности» составил всего 8,23 балла, в то время как аутсайдер рейтинга Уфа набрала 117,50 балла.
Следом за Тюменью идут Новосибирск (11,63 балла), Воронеж (16,42) Омск (16,99), Липецк (17,02) и Рязань (18,48). На этом список благополучных крупных городов исчерпывается.
Относительно безопасными (с индексом от 25 до 50) признаны Пенза, Санкт-Петербург, Волгоград, Ярославль, Саратов, Москва и Казань. У столицы «аварийный» индекс — 28,18, у Петербурга — 26,61. При этом, как отмечает руководитель центра Дмитрий Леонтьев, в этом году Москва съехала в общем рейтинге на одну позицию, уступив Саратову и оказавшись на 12-м месте. Связана аварийность не столько с плохим качеством самих дорог, сколько с ухудшающейся дорожной ситуацией в Москве. «Длительное стояние в пробках провоцирует водителей рисковать, как следствие — частые столкновения», — отмечают исследователи. В то же время отсутствие денег на ремонт дорог в Саратове привело к снижению средних скоростей движения по городу, и, как следствие, аварийность там уменьшилась.
В группу с высоким индексом аварийности (от 50 до 75) вошли Пермь, Самара и Тольятти, Архангельск, Барнаул, Оренбург и Нижний Новгород. Здесь основная доля аварий пришлась на зимний период, когда, по словам авторов исследования, «суровые морозы в сочетании со снегопадами показали слабую эффективность применяемых технологий зимнего содержания дорог».
Наконец, сверхвысокую опасность дорог демонстрируют столицы трех соседних регионов — Екатеринбург (109,06), Челябинск (98,16) и Уфа (117,50). Составители рейтинга отмечают, впрочем, что власти городов-аутсайдеров «полны решимости исправить ситуацию».
Так, в Башкирии в следующем году на ремонт дорог планируют потратить около 5 млрд. рублей. Свердловская область переходит на трехлетние контракты при организации строительных и ремонтных дорожных работ. По итогам года на дорожные работы в Челябинске потратят около 4,5 млрд рублей, «что почти в два раза больше, чем в предыдущем году».
Ирина Иванова указывает на то, что рейтинг безопасности дорог не отображает их качества: «К примеру, в Архангельске, где дороги в довольно плачевном состоянии, ДТП относительно немного: плохое покрытие диктует более осторожную манеру езды. В других городах, возможно, дороги лучше, но если ты летом положил хороший асфальт, а зимой не можешь убрать снег и наледь, не можешь за ним следить, то и хорошая дорога станет более рискованной, чем раздолбанная грунтовка. Более качественные дороги накладывают на их содержателей большую ответственность, что и демонстрирует нынешний рейтинг».