Европейские автопроизводители и поставщики комплектующих показали рост совокупной акционерной прибыли (TSR) в третьем квартале этого года. В целом с июля по сентябрь суммарный показатель капитала и дивидендов европейских автомобильных компаний вырос на 18,1%, прибыль производителей запчастей поднялись на 22,8%. И даже наиболее пострадавшие участники автобизнеса – розничные торговцы – поднялись на 3,1% по сравнению с предыдущим кварталом.
Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers и Automotive News Europe, совокупная акционерная прибыль автоиндустрии превысила средние показатели всех прочих европейских индексов.
Рекорд роста показал итальянский FIAT – 32,9%. Во взлете итальянского автопроизводителя основную роль сыграли выросшие продажи легковых автомобилей в Бразилии, восстановление рынка грузовых автомобилей, подстегнувшее продажи его дочернего производителя Iveco, и рост заказов на сельскохозяйственную технику для другого подразделения FIAT – CNH.
Инвесторы позитивно отреагировали и на действия BMW, закончившего третий квартал с более чем 28-процентным ростом. По итогам сентября немецкий автогигант отчитался об увеличении числа проданных автомобилей брендов BMW, Rolls-Royce и Mini на 16,8% и общем, с начала года, росте на 13,1%. Всего с начала года BMW реализовал свыше 1 млн автомобилей.
На третьем месте в рейтинге прибыльных автопроизводителей французский Renault (22,6%), на четвертом Peugeot (17,1%), на пятом Volkswagen (15,5). Daimler «поднялся» на 10,7%, а Porsche всего на 2,9 %.
При этом к докризисному уровню не приблизился никто, за исключением BMW, чья совокупная акционерная прибыль подросла в сравнении с данными трехлетней давности на 19,5%. Так, например, лидер роста этого квартала FIAT «стоил» по итогам июля-сентября на 44% меньше, чем в 2007-м.
Похожая картина наблюдается и среди производителей запчастей, где лидер квартального роста стоимости акций – итальянский Pinifarina – показал 80% квартального роста совокупной акционерной прибыли и 79% падения по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Комментируя эти данные, руководитель британского подразделения PwC Джейсон Уэйклэм отметил, что, несмотря на «вдохновляющую демонстрацию успехов действий, предпринятых в период рецессии», автомобильная индустрия Европы «по-прежнему не решила некоторые ключевые проблемы».
Наиболее серьезной из них, очевидно, является падение продаж в самой Европе – в сентябре Toyota, FIAT и Ford наряду с другими производителями заявили о резком сокращении реализации.
Так, продажи FIAT в Европе «просели» на 21% по сравнению с прошлым сентябрём, Toyota на 21%, Ford на 20%. В целом новых автомобилей в Европе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зарегистрировали на 9,2% меньше, чем годом раньше.
Несмотря на то что, по прогнозам PricewaterhouseCoopers, нынешний год станет рекордным по производству автомобилей, интенсивный рост автоиндустрии будет обеспечен в первую очередь странами БРИК: «Россия возвращается с огромным ростом, Индия увеличивает скорость, Китай практически недостижим», — выразился по этому поводу вице-президент Nissan Колин Додж.
Pricewaterhousecoopers полагает, что и рост производства на развивающихся рынках в следующем году превысит показатели автомобильного «старого света», в том числе американские и японские.
Прогноз PwC говорит о том, что в 2011 году в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) суммарно будет произведено 37,5 млн автомобилей, в то время как в прежних странах-лидерах построят лишь 37 млн машин.
В 2012 году разрыв между БРИК с одной стороны и Европой, Японией и Северной Америкой с другой увеличится ещё больше: первый произведет 41,75 млн авто, в то время как нынешние «крупнейшие рынки» лишь 38,3 млн автомобилей.
Это мнение экспертов соотносится с прогнозом министра промышленности и торговли Виктора Христенко, заявившего в четверг в Госдуме, что уже в 2014 году российский автомобильный рынок преодолеет отметку в 3 млн проданных автомобилей и станет крупнейшим в Европе.