От лица одной из автомобильных компаний российские юристы подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о нарушения закона «О защите конкуренции» новым техрегламентом о безопасности колесных транспортных средств, сообщил «Газете.Ru» партнер ООО «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев. В частности, жалоба направлена против 21-го пункта регламента, вступившего в силу в сентябре этого года, согласно которому «изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ».
Таким образом, производитель иномарок может быть представлен в России эксклюзивным официальным импортером, который уже сам распределяет права на реализацию автомобилей между дилерами.
«Фактически искусственно создается такая ситуация, когда изготовитель транспортных средств вынужден будет иметь единственного представителя своей компании на всей территории РФ, что негативно скажется на конкуренции между представителями автопроизводителей и на конечных потребителях автомобилей», — говорится в жалобе.
В Минпромторге «Газете.Ru» заявили, что одобрение типа транспортного средства (ОТТС), без которого невозможна продажа авто в России, выдается только одному юридическому лицу в России, официально представляющему производителя иномарок. И только этот дистрибутор несет ответственность за качество и безопасность того бренда, на реализацию которого у него есть права.
Ранее директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов в своем блоге пояснял, что ограничения вводились «только для контроля за тем, что в продаже находятся фактически автомобили, соответствующие сертифицированному образцу, и с тем, чтоб было с кого спросить за это».
В антимонопольном ведомстве уже делали экспертное заключение на этот технический регламент.
«Я считаю, что здесь присутствуют признаки ограничения конкуренции, когда через нормативный документ вводятся ограничения на поставки продукции на территорию РФ, – сказал «Газете.Ru» начальник управления контроля органов власти ФАС Владимир Мишеловин. — Мы получаем один логистический канал, который может диктовать одни условия всем участникам рынка. Для развития конкуренции это плохо».
Жалобу в ведомстве планируют рассмотреть и вынести по ней заключение уже в ближайшее время.
Новый техрегламент выведет с рынка так называемых «серых дилеров», которые, впрочем, на Западе называются «независимыми» или «параллельными дилерами».
«Это те независимые ниши, которые везли в основном новинки, экзотические модели или те, что официально не поставляются, — говорит Олег Дацкив, директор по развитию auto-dealer.ru. — А теперь получается, что если завез экзотику, а у него нет представительства, то не сможет получить одобрение типа транспортного средства».
Однако основные преимущества «серых дилеров» заключались в том, что они поставляли дефицитные на рынке модели, которые автокомпании не предлагают на российском рынке.
Независимый дилер, поставляющий на российский рынок иномарки из США, которые официально в Россию не завозятся, рассказал «Газете.Ru», что в связи с новым техрегламентом многие дилеры «приостановились и в ожиданиях», но продажи все равно идут. «На прошлой неделе несколько машин прошло таможню в России, — рассказал представитель компании, представившийся Игорем. — Неизвестно, насколько работает закон. Регламенты эти, конечно, мешают работе, и если поднимут еще и таможенные ввозные пошлины, то этот рынок может вообще умереть».