Группа ГАЗ ведет переговоры сразу с несколькими западными автокнцернами, которые потенциально могут начать сборку своих автомобилей на мощностях Горьковского автозавода.
Вице-президент компании Елена Матвеева заявила «Газете.Ru», что наиболее приоритетным партнером по загрузке производства на линейках компании является корпорация General Motors, с представителями которой прошли переговоры в Корее на прошлой неделе.
«У нас есть возможность выпускать сразу несколько моделей с максимальной мощностью в 200 тысяч автомобилей», — пояснили в группе ГАЗ.
В GM «Газете.Ru» подтвердили, что концерн обсуждает возможные варианты сотрудничества с ГАЗом, однако детали и на каком этапе находятся переговоры, в компании не уточняют. «О том, что GM ведет переговоры о партнерстве с ГАЗом, мы объявляли еще полгода назад и никогда этого не скрывали, но больше никакой информации мы не выдаем об этом и не комментируем ход переговоров», — заявил директор по связям с общественностью GM в СНГ Сергей Лепнухов.
У GM уже есть три площадки в России. В 2008 году состоялось официальное открытие завода концерна в Санкт-Петербурге, где по принципу полной сборки производятся две модели Chevrolet и две Opel. С 2002 года концерн совместно с «АвтоВАЗом» выпускает Chevrolet Niva, также у компании есть контракт на сборку ряда моделей на «Автоторе» в Калининграде, где налажена крупно- и мелкоузловая сборка Chevrolet и Opel.
Между тем во вторник РИА «Новости» сообщило, что концерн Daimler AG и группа ГАЗ ведут переговоры о контрактной сборке легковых автомобилей Mercedes-Benz E-класса на мощностях, на которых выпускается Volga Siber. Источник агентства на предприятии пояснил, что группа ГАЗ пока не может договориться о цене, которую российская компания будет получать за сборку одной машины. При этом источник отметил, что объемы производства пока не обсуждались, поскольку переговоры находятся на ранней стадии.
В группе ГАЗ категорически опровергли сообщения о переговорах с Daimler.
В «Мерседес-Бенц Рус» «Газете.Ru» подтвердили, что ведут переговоры с разными автопроизводителями, однако отказались их назвать. Также в компании сообщили, что рассматривают вопрос об эффективности и прибыльности производства в России.
Это далеко не первые сообщения о переговорах ГАЗа с иностранными концернами. Ранее потенциальным партнером группы мог стать Fiat, однако итальянский производитель сегодня работает с Sollers.
Аналитики считают, что компетенции по собственным разработкам и запуску нового производства ГАЗом уже утеряны. При глобализации современного авторынка для выживания компании нужен сильный партнер. «Для того чтобы быстро и эффективно войти в этот рынок, нужно производить большие объемы и нужно с кем-то объединяться», — заявил «Газете.Ru» заместитель директора «Автостата» Сергей Удалов.
В состав группы ГАЗ входят 18 автомобилестроительных предприятий в России. Основным акционером является машиностроительный холдинг «Русские машины».
Сегодня компания выпускает только один легковой автомобиль Volga Siber. В компании считают, что его популярность укрепляется, однако будущее машины под вопросом. «Есть твердых заказов на пять с половиной тысяч машин на этот год, — говорит Елена Матвеева. — Появилась вера, что ГАЗ может делать качественные, хорошие машины. Есть всплеск внимания к автомобилю Siber, но также есть сомнения, будет ли он выпускаться. Наши планы связаны с тем, насколько он будет востребован на рынке».
Автоаналитики отмечают, что финансовый кризис сильно пошатнул позиции Siber: время машины ушло, модель стала устаревшей. «Тот заход, который они сделали с Volga Siber, оказался неудачным, — пояснил Сергей Удалов. — Они занимали исторически определенную нишу с «Волгой», сейчас они из этой ниши ушли. И им надо как-то в нее возвращаться».
В Европе российский авторынок является самым перспективным, отмечают эксперты.
Однако эффективно могут работать только те компании, которые наладили производство в России. «Из-за высоких таможенных пошлин имеют шансы на нашем рынке только те, кто производит машины здесь, — рассуждает зам главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. — Кто не производит, у них шансы гораздо меньше, потому что за счет таможенных пошлин накручивается к оптовой цене более 60 процентов».
Так, Daimler, по мнению эксперта, заинтересован в ближайшее время наладить производство в России, потому что его основной конкурент BMW, чьи машины собираются в Калининграде, показывает более быстрые темпы роста продаж.
«Производство внутри страны позволяет обходить таможенные пошлины и снижать цены, за счет чего продажи растут. Поэтому Mercedes заинтересован найти партнера в контрактной сборке», — говорит Игорь Моржаретто. В этом плане наиболее вероятно сотрудничество немцев с группой ГАЗ.
Несмотря на заманчивость рынка, зарубежные концерны сталкиваются с многочисленными трудностями при производстве в России. «Это коррупция, чрезмерная бюрократия, нехватка рабочей силы, а если она и есть, то недисциплинированна и низкой квалификации», — отметил эксперт.