Федеральная служба судебных приставов собирается обсудить с Министерством юстиции и общественностью необходимость введения в качестве меры воздействия на должников лишения водительских прав. Об этом заявил глава ведомства Артур Парфенчиков на конференции «Принудительное исполнение актов судов и иных органов» в Санкт-Петербурге.
«Мы будем изучать этот вопрос. А дальше вынесем на обсуждение с министерством (юстиции) и общественностью», — цитирует Парфенчикова РИА «Новости». При этом дополнительную меру не планируется распространять на тех граждан, для которых вождение автомобиля является единственным источником дохода. В случае положительного заключения Минюста предполагается, что соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму.
По словам Парфенчикова, эта мера успешно применяется в ряде зарубежных стран и заслуживает серьезного внимания. Ранее чиновник уже говорил о необходимости ограничивать специальные права граждан для взыскания долгов, ссылаясь на международный опыт.
Как сообщается на сайте ФССП, подобными полномочиями обладает соответствующая служба в Израиле. Там начиная с 1 августа 2009 года служба может ограничить для должников выдачу водительских удостоверений, загранпаспортов и иных специальных прав. Также практика лишения водительских прав злостных неплательщиков алиментов применялась в Польше.
По мнению экспертов, служба судебных приставов и сейчас обладает достаточными полномочиями для взыскания долгов, а для повышения собираемости долгов необходимо улучшение организацию работы службы.
«Я считаю подобную законодательную инициативу просто нелепой. Судебным приставам необходимо просто лучше работать, а не выступать с подобными инициативами. Почему тогда не начать практиковать аресты близких родственников должников? Или ввести в КоАП норму, когда за копеечный штраф водителя будут лишать прав на год или на два?» — возмущается председатель коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры» Петр Домбровицкий.
По словам эксперта, сейчас служба судебных приставов имеет достаточно полномочий для взыскания долгов — это и арест имущества, и розыск банковских вкладов, и ограничение выезда за границу.
При этом, по словам главы ФССП, применяемое приставами ограничение для должников на выезд из страны не является универсальной мерой, передает ИТАР-ТАСС. По итогам 2009 года приставы вынесли 215 тысяч таких запретов, в результате которых должники вернули около 2 млрд рублей. В сравнении с общей суммой долгов эта цифра незначительна: всего в 2009 году приставы взыскали с должников 283,2 млрд рублей. Из них более 77,8 млрд составили задолженности по налоговым платежам, а более 7 млрд — административные штрафы.
Ожидается, что в 2010 году количество запретов на выезд не превысит 200—250 тысяч (по итогам первого полугодия вынесено около 100 тысяч ограничений).
В ГИБДД подчеркивают, что инициатива службы судебных приставов по лишению неплательщиков водительских прав не имеет правовых оснований. В случае реализации инициативы изменения потребуется вносить во множество законов — в частности, в закон «О безопасности дорожного движения» и в КоАП.
«Сейчас это общеполитическое заявление и не более того. Неясно, кто будет принимать это решение, каким образом оно будет фиксироваться. Если делается такое заявление, то и сам механизм тоже уже должен просматриваться, но этого пока нет. Если подобное предложение будет оформлено в письменном виде и поступит к нам, мы будем его рассматривать», — сказал «Газете.Ru» заместитель начальника ГИБДД Владимир Кузин.
«Если оформлять это законодательно, то закон об исполнительном производстве придется привязывать к Административному кодексу. Получается какой-то парадокс, потому что лишение специального права практикуется только за конкретные правонарушения», — говорит директор компании «Автоюрпомощь» Юрий Карягин.
«Сейчас нашим законодательством предусматривается три основания для прекращения права управления транспортными средствами, они прописаны в законе о безопасности дорожного движения. Это связано с истечением срока действия удостоверения, ограничением по медицинским показаниям и лишением права управления. Нарушения, при котором предусматривается лишение прав, совершенно четко связаны с нарушением ПДД», — уточняет Кузин.
«Что касается применения мирового опыта, мы должны пользоваться опытом нормальных демократических стран, но у каждой страны есть своя специфика, свой менталитет, который необходимо учитывать», — считает Петр Домбровицкий.