В причинах высокой аварийности с участием молодых водителей попытались разобраться белгородские гаишники. Они исследовали поведение на дороге водителей легковушек с однолетним стажем и в зависимости от количества ДТП, произошедших по их вине, составили рейтинг автошкол. В итоге в «черный» список ГИБДД попали 16 учебных заведений. При этом восемь из них относятся к учреждениям Минобразования. Также «при помощи анонимного опроса было выявлено, что 30 процентам курсантов не хватает часов вождения для полноценного обучения, а 10% недовольны своим инструктором», — сказала «Газете.Ru» старший инспектор УГИБДД по Белгородской области Елена Чеченева.
Правозащитники соглашаются: слабый уровень подготовки в автошколах постоянно поднимает кривую аварийности вверх. «Ни одна автошкола не была лишена лицензии: они могут выпускать кого угодно, сколько угодно, сколь угодно долго – ответственности за это никто не несет», — негодует лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Ежегодно водительские права получают около шести миллионов россиян. Их обучают специалисты 8,5 тысяч школ, и только 56–58% кандидатов в водители сдают экзамен с первого раза. «Подготовка молодых водителей идет крайне неудовлетворительно», — констатирует в своем докладе генеральный директор ФГУ «Дирекция по управлению ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» Борис Циклис. По данным ведомства, на долю водителей со стажем до трех лет выпадает до 15% всех ДТП, причем на первом году эта цифра составляет около 40%.
В попытках как-то изменить ситуацию, правительственной комиссией по административной реформе утверждена система рейтингования автошкол. Рейтинг будет формироваться согласно «участию выпускников школ в ДТП на начальном этапе управления транспортными средствами», — заявил «Газете.Ru» замначальника управления ГИБДД РФ Александр Борисов.
Благодаря этой статистике будущие кандидаты в водители смогут оценить, какого качества подготовка предоставляется в той или иной автошколе, считают в ведомстве.
«С конца этого года наши подразделения будут обязаны публиковать рейтинг автошкол и экзаменационных подразделений», — говорит Борисов. «Будут вывешивать на сайтах ГИБДД информацию о тех людях, которые имеют ДТП со стажем до двух лет, то есть увязывать качество подготовки в автошколе с аварийностью», — поясняет инициативу «Газете.Ru» вице-президент Федерации объединений автошкол Владимир Чуков.
Между тем в самих автошколах считают: обвинения в том, что ДТП происходят именно по вине молодых водителей, сильно преувеличены, поэтому рейтинги будут необоснованны и лишь введут в заблуждение будущих водителей.
«Транспортная наука с точки зрения безопасности дорожного движения прямой взаимосвязи между тем, как шла подготовка, и тем, что человек совершил ДТП, до сих пор найти не может», — подчеркивает Владимир Чуков.
«Все, что связано с ДТП, – это человеческий фактор, — добавляет глава учебного центра «Автоволна» Владимир Галицкий. — Покажите хоть одного преподавателя, который бы учил ездить в состоянии алкогольного опьянения на красный сигнал светофора».
Водители тем временем признаются, что зачастую сами не хотят учиться. По крайней мере об этом свидетельствуют данные анонимных опросов. «Люди платят деньги за обучение в автошколах, но не ходят на занятия, потом заучивают ответы на вопросы и механически на них отвечают», — говорит старший инспектор Елена Чеченева. Эксперты автошкол соглашаются: подготовка водителей сводится в основном к «натаскиванию» на сдачу экзаменов. «Я часто вижу, что человеку нельзя управлять авто, но медицина дает добро, — говорит преподаватель Владимир Галицкий. — Выпускник выезжает на улицу, а он чем-то расстроен и плевал на всех, и совершает ДТП, но школа причем здесь?».
Отметим, что за последние четыре года на решение проблемы высокого уровня аварийности среди молодых водителей государство потратило более трех миллиардов рублей.