42% семей не покупали полисы ни по одному виду страхования, показал опрос, проведенный центром стратегических исследований компании «Росгосстрах». Наиболее распространенным страхованием бессменно остается автогражданка. «По ОСАГО застрахованы около 25 млн российских семей — владельцев автомобилей, что составляет примерно 45% от их общего количества», — рассказал «Газете.Ru» руководитель центра Алексей Зубец.
10% семей покупают для своих авто полисы каско, у 5% есть полис добровольного медицинского страхования, еще 5% застраховали свою жизнь.
Социологи считают, что число страхователей в России будет постоянно расти. Так, по данным исследования, в ближайшие год-два 9% семей купят полисы страхования имущества — домов, дач, квартир. Еще 5% захотят застраховать свою жизнь. «Страхуется только средний класс — это аксиома, — пояснил генеральный директор информационно-консалтинговой группы «Бизнес-сервис» (БиСер) Михаил Френкель. — Самые бедные не страхуются, потому что денег нет ни на что, а у самых богатых риски оцениваются другим способом. Поэтому сколько у нас в стране среднего класса, столько людей будет застраховано».
Однако и эти цифры, вероятно, преувеличены. Практики добровольного страхования в России практически не существует. «В России страховая культура никем не прививается», — говорит доктор экономических наук Никита Кричевский.
Между тем 60% работающих россиян готовы бы были застраховаться от увольнения, свидетельствуют данные исследовательского центра портала SuperJob.ru.
Европейцы, в свою очередь, уже покупают полисы, которые гарантируют компенсацию в случае повышения цен на бензин, безответной любви, неудачи в лотерее, введения сухого закона и даже похищения инопланетянами. «Люди страхуются от тех рисков, которые сидят у них в голове, — говорит Михаил Френкель. — Если есть риск в голове, что может дом сгореть, то человек его страхует, если есть риск, что может в лифте застрять, то пытается это застраховать».
Так, участники рынка прогнозируют появление в России нового вида автострахования, который будет компенсировать утерю товарной стоимости автомобиля (УТС) в случае ДТП.
«Машина, побывавшая в аварии, даже после восстановления стоит дешевле, чем если бы с ней ничего не случилось, — рассказывает господин Френкель. — Соответственно, эту разница в цене составляет УТС». Подобный риск уже давно страхуется в США, где за продажу машины со скрученным счетчиком можно угодить за решетку. В России же при продаже побывавшего в ДТП авто зачастую пытаются утаить его аварийное прошлое. «Западные страховщики такие автомобили продают на аукционах», — замечает Френкель.
Тем временем культура страхования в США достигла своей кульминации. Американский документалист Майкл Мур обрушился с критикой на крупнейшие компании США, которые страхуют жизни своих сотрудников и в случае их смерти получают чеки на миллионы долларов. Эксперты констатируют, что подобная практика страхования появилась уже и в России. «Здесь нет ничего аморального, компания страхует свои риски, и она не обязана их кому-то дарить», — говорит профессор Никита Кричевский.