Во вторник стало известно о завершении расследования дела о мошенничестве в сфере автострахования в Йошкар-Оле. Житель республики на автомобиле Ford Fusion потерял управление и въехал в кювет. Чтобы выручить деньги за повреждения, он нашел недобросовестного брокера страховой компании, который помог оформить задним числом договор КАСКО. «Страховка была составлена на Ford как будто за 2 дня до ДТП», — рассказала «Газете.Ru» главный специалист отдела маркетинга ООО «Росгосстрах» в Марий Эл Ирина Ильина.
Однако аферисты не учли, что все автомобили, попавшие в ДТП через несколько дней после заключения договора, проверяются службой безопасности компании.
«В ходе служебного расследования выяснилось, что клиент и агент нашли похожий Ford такого же цвета, перевесили номера с разбитой машины и провели страховой осмотр и фотосъемку, — сообщила госпожа Ильина. — За свои действия страховой агент планировал получить 10% от страховой выплаты в 400 тысяч рублей».
Эксперт «Росгосстраха» добавила, что это далеко не единственный случай мошенничества, с которым сталкивается компания. Зачастую в махинациях задействованы не только страховые агенты, но и сотрудники ГИБДД. Сейчас в прокуратуре Марий Эл находится материал, из которого следует, что группа лиц по схожей схеме планировала совершить мошенничество на сумму в 1,2 млн рублей.
По другой распространенной схеме аферисты получают крупную страховку за якобы угнанный автомобиль, который на самом деле давно разбит и не подлежит восстановлению. Так, преступники выходят на владельцев конструктивно гибельных машин (например, полностью сгорела). Затем мошенники скупают у хозяев за полторы-две тысячи долларов ПТС и регистрируют автохлам в МРЭО через гаишников, также имеющих в этом бизнесе свою маржу.
«Получив новый госзнак, мошенники страхуют эту машину, а потом через месяц-два приходят с заявлением в милицию, что ее якобы угнали»,
— рассказал «Газете.Ru» заместитель председателя комитета Российского союза страховщиков Владимир Хомяков. По словам эксперта, пока он расследовал подобные аферы, на него было совершено три покушения. «Это повседневные дела», — констатирует он.
Иногда автовладельцы оформляют КАСКО сразу в нескольких страховых компаниях, а затем умышленно совершают ДТП и собирают выплаты со всех страховщиков. В некоторых случаях страхователю удается заключить с компанией договор, когда машина уже имеет серьезные повреждения. Страховые агенты, в свою очередь, иногда продают списанные полисы.
Между тем юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Александр Рыбалко заявил «Газете.Ru», что страховые компании находятся по отношению к гражданам в более выгодном положении, поэтому в последнее время повсеместно растет число нарушений прав автовладельцев.
Страховщики, прибегая к разным ухищрениям, пытаются отказать в выплате возмещения, в том числе по договорам КАСКО и ОСАГО.
«Страховые организации часто отказываются выплачивать страховое возмещение под надуманным предлогом, что ДТП якобы не было или оно произошло в другой ситуации, — привел пример адвокат. – По заданию страховой компании проводится лже-экспертиза, которая устанавливает, что такие повреждения не могли образоваться при условиях, описанных водителем». Заключение такого эксперта представляется в суд. Суды, в свою очередь, нередко принимают в подобных спорах сторону страховщика.
Зачастую страховые компании придумывают собственные случаи отказа в выплате страховки.
«Например, не выплачивают, если авария произошла по причине нарушения ПДД, хотя это одно из условий выплаты страхового возмещения», — пояснил Александр Рыбалко. Эксперт считает, что причина этой ситуации в том, что в России нет должного контроля деятельности страховых организаций.