Правительство России готовит сценарные варианты развития отечественного автопрома. Один из них предполагает укрепление промышленности за счет возрождения автомобильных брендов «Москвич» и «Чайка». Об этом сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.
«Не исключено, что люди, которые ностальгируют по автомобилю «Москвич», могут его получить», — отметил Рахманов. Также он не исключил теоретической возможности возрождения бренда «Чайка», который принадлежит Горьковскому автозаводу.
«Автомобильная история говорит, что бренд проще воссоздать, чем создавать с нуля. Это несет некий шарм привязанности к корням, если у бренда это, конечно, есть»,
— подчеркнул директор департамента автомобильной промышленности. Согласно одному из планов реструктуризации автопрома, в ближайшее время в России должны быть созданы от 4 до15 новых платформ, не менее 16–20 моделей. Вероятно, разговоры о возрождении обанкротившихся марок появились как раз в контексте этого плана.
В Минпромторге отказались комментировать данные перспективы до 20 ноября, когда будет опубликована стратегия развития. В ведомстве уточнили, что обсуждение перспектив «Чайки» и «Москвича» не было предметным, в данном случае допускаются различные маркетинговые ходы.
В пресс-службе группы ГАЗ, владеющей брендами «Чайка» и «Победа», информацией о грядущем возрождении классических моделей не располагают. «Понятно, что «Чайка» в ее классическом виде может возродиться только в виде узкой линейки для очень специфической, малочисленной аудитории», — сообщила «Газете.Ru» представитель группы Наталья Анисимова. О месте классических брендов Горьковского автозавода в планах правительства по возрождению автопрома компании неизвестно.
Представитель Renault Ольга Морозова заявила, что компания, производство которой размещено в цехах бывшего АЗЛК, брендом «Москвич» не владеет и не планирует собирать автомобили под этой маркой.
«Если речь идет о возрождении не очень массового бренда, такого как «Чайка», то это нужно сделать обязательно, и как можно скорее», — считает эксперт по автомобильному дизайну, арт-директор студии slava'saakyan Святослав Саакян. По его мнению, собственные представительские лимузины для первых лиц государства должна иметь каждая уважающая себя страна. Подобная разработка потребует существенно меньших финансовых затрат, чем возрождение какой-либо массовой марки.
«Наши бренды – замечательные бренды с прекрасной историей. Их возрождение в каком бы то ни было виде – момент прекрасный. Вопрос в том, как это сделать. У нас есть сейчас два производителя – ВАЗ и ГАЗ, но последний в этом отношении рассматривать сложно», — отметил эксперт.
Руководитель компании «Русский автомобильный дизайн» Геннадий Тишкин считает, что ретро-тема в маркетинговом плане практически беспроигрышна: Volkswagen «жук» или Mini вызывают только положительные эмоции. Правда непонятно, будут ли россияне испытывать такие же эмоции к возрожденному «Москвичу».
«Задача разработчиков в этом случае – продемонстрировать новое видение старого автомобиля. Другое дело, что ретрокары – нишевый продукт», — сказал Тишкин.
Случаи второго рождения массовых брендов и отдельных популярных моделей в мировом автопроме не редкость. Можно вспомнить перешедшую под контроль концерна Volkswagen чешскую Skoda или румынскую марку Dacia, под которой Renault-Nissan продает в Европе автомобили глобального проекта Logan.
Вторую жизнь под крылом глобальных автоконцернов обрели прославленные марки Bugatti и Maybach.
В случае со Skoda Volkswagen фактически обеспечил себе новый бренд, нужный для расширения гаммы выпускаемых автомобилей. Bugatti и Maybach были возрождены, чтобы предложить заинтересованным клиентам сверхдорогие автомобили. Из серийных моделей достаточно вспомнить Volkswagen New Beetle, Fiat 500 или возрожденный BMW британский Mini. В виде концептов остаются пока представленные на Франкфуртском автосалоне Citroen Revolte (современный вариант модели 2CV) и Trabant в обличье электромобиля, возрожденный немецкими энтузиастами из фирмы Herpa.