Владимирский завод «Автоприбор» временно остановил поставки комплектующих для «АвтоВАЗа». Сейчас у тольяттинского автогиганта нет долга перед «Автоприбором», однако из-за сложностей с кредитованием и высокой дебиторской задолженностью у предприятия «полностью вымыло оборотные средства», сообщает Reuters со ссылкой на председателя совета директоров «Автоприбора» Эдуарда Райтера.
Владимирское предприятие поставляет на сборочный конвейер «АвтоВАЗа» датчики для автомобилей.
Сейчас производство загружено на 30–40%, завод функционирует в режиме неполной рабочей недели. По словам Райтера, у предприятия нет денег на закупку сырья и материалов. Чтобы восстановить производство, завод просит у «АвтоВАЗа» предоплату на поставки своей продукции. В Тольятти подтверждают временную остановку поставок комплектующих предприятием «Автоприбор», однако уточняют, что говорить о возможной остановке конвейера из-за проблем с комплектующими преждевременно.
«История с «Автоприбором» — одно из проявлений кризисной ситуации, поразившей российский автопром. В настоящее время с компанией ведутся переговоры, предлагаются различные варианты выхода из создавшейся ситуации», — сообщил начальник пресс-центра «АвтоВАЗа» Александр Шмыгов.
Источники Reuters называют еще одного смежника «АвтоВАЗа», который может в скором времени прервать снабжение конвейера.
По данным агентства, сызранское ОАО «Пластик», являющееся основным поставщиком пластиковых деталей, планирует с 15 ноября остановить производство и отгрузку продукции. Сумма просроченного долга «АвтоВАЗа» перед «Пластиком» составляет 130 миллионов рублей.
Однако главный инженер ОАО «Пластик» Евгений Хреков решительно опроверг информацию о приостановке поставок. «Проблемы поставок комплектующих предприятия «Пластик» для АвтоВАЗа не существует. График поставок мы выполняем точно в срок», — заявил он. Представитель завода сообщил, что заказы для отгрузки «АвтоВАЗу» на сегодня и завтра сформированы, однако не стал говорить о более отдаленных перспективах.
Весной главный конвейер «АвтоВАЗа» уже останавливался из-за проблем с поставками комплектующих.
Группу СОК, обеспечивающую до 40% потребностей завода, а также других партнеров, не устраивала схема оплаты, согласно которой тольяттинский автогигант расплачивался за компоненты лишь на 30% реальными деньгами, а на 70% – векселями. Поставки продолжались до последнего, но в конце концов у группы СОК закончились оборотные средства, и она не смогла расплачиваться со своими поставщиками.
Первым разорившимся партнером «АвтоВАЗа» стал «Егоршинский радиозавод» (ЕРЗ), расположенный в Свердловской области. Заявление о несостоятельности было подано в арбитражный суд в июле. К этому моменту общая сумма долга предприятия перед кредиторами превысила 1,5 млрд руб., а рабочим завод не выплатил более 6 млн рублей заработной платы.
Поставщики «АвтоВАЗа» вынуждены работать с отсрочкой платежа или с оплатой по факту поставки, даже несмотря на то что завод должен им порядка 12 млрд рублей, из которых 4,5 млрд просрочены.
К началу 2010 года, по данным Минпромторга, задолженность за автокомпоненты возрастет до 9,76 млрд рублей. Единственное, на что компонентщики могут надеяться, – государственная помощь, обещанная премьер-министром Путиным. Для покрытия невозвратных долгов автогиганта планируется выделить из федерального бюджета до 38 миллиардов рублей. Общая сумма помощи «АвтоВАЗу» составит 54,8 млрд рублей.