Управлением Федеральной службы судебных приставов по Московской области разработан порядок работы с автомобильными холдингами и автосервисами Московской области в розыске автомобилей должников. Как сообщают в пресс-службе приставов, отныне судебный пристав-исполнитель «вправе обратиться в автомобильный холдинг или автосервис с запросом о предоставлении информации о времени и дате прохождения должником планового ТО, ремонта, а также о фактах сдачи автомобиля в трейд-ин».
Этот алгоритм действий, отмечают в службе, уже принес первые результаты.
Он впервые применен судебным приставом-исполнителем Коломенского районного отдела. Пристав, имея на руках решение суда, разослал запросы в ОГИББД о дате прохождения ежегодного государственного техосмотра, а в налоговую службу — об организациях, занимающихся ремонтом автомобилей в Коломне и Коломенском районе. После этого были направлены запросы в автосервисы, где мог чинить свою машину должник. И уже на следующий день пристав получил информацию, выехал на место и арестовал автомобиль ВАЗ-2105.
Как отмечают в Коломенском райотделе Федеральной службы, сама информация о том, что водитель прячет автомобиль, пришла по оперативным каналам. Поэтому приставы сомневаются о том, что подобная практика может стать массовой. Ведь в основе работы — конкретная оперативная работа конкретного пристава.
В областном УФССП также отмечают, что о некоем системном предоставлении информации речи быть не может: автодилеры, сервисы и другие организации могут давать справки приставам только при наличии конкретного судебного решения и по конкретному запросу о конкретном человеке.
Исполнительный директор Московской ассоциации предприятий техобслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО) Игорь Пономарев не исключает, что в случае введения подобной практики в широкое обращение вырастет популярность незарегистрированных автосервисов. «Вопрос в том, насколько этот механизм законодательно обоснован, — отмечает он. – Если противоречий с законодательством нет, автосервисы будут давать информацию».
Директор по развитию компании Auto-dealer.ru Олег Дацкив полагает, что автодилеры во многих случаях будут игнорировать запросы приставов. «Это очевидно: они более заинтересованы в том, чтобы продать автомобиль клиента по trade-in, чем в том, чтобы помочь приставам решить их проблемы», — считает он.
Подобный алгоритм будет саботироваться в силу того, что для сервисов и автодилеров не прописана законом ответственность за неисполнение требований приставов, считает юрист Марат Бикбов.
«Несомненно, судебный пристав имеет право, в соответствии с законом, запрашивать и получать различную справочную информацию. Но несомненно и то, что автосалоны и автосервисы зачастую будут игнорировать такие запросы. Они ведь не являются ни участниками исполнительного производства, ни кредитными учреждениями. Приставы, похоже, слишком вольно трактуют свои полномочия», — отмечает эксперт.