ГУП «Мосводоканал» не хочет брать на себя ответственность за чужие ошибки. В субботу днем, после ликвидации последствий ЧП, на которую ушли почти сутки, ведомство заявило, что прорыв водопровода под Театральной площадью мог быть следствием ремонтных работ, ведущихся в Большом театре в непосредственной близости от действующих коммуникаций. Как сообщила пресс-служба «Мосводоканала», обустройство котлована для театра могло привести к разуплотнению и подвижке грунтов, вследствие чего и была повреждена труба.
В пятницу в 16.00 на автостоянке около здания Большого театра прорвало трубопровод диаметром 300 миллиметров с холодной водой. Из-под треснувшего асфальта забил фонтан. Следом вздулся асфальт на площади примерно 15–20 метров. Движение по улицам Трубная и Петровка пришлось перекрыть. Аварийные бригады спешно откачивали воду, но остановить поток воды удалось лишь к семи часам вечера. Через грунт вода даже просочилась в подвал Малого театра. В месте разрыва трубы образовалась большая промоина. А спустя несколько часов на этом месте произошел провал грунта размером восемь на восемь и глубиной полтора метра.
Работы на месте аварии продолжались всю ночь. Пришлось перекрыть всю водопроводную сеть в районе Большого театра. Засыпать провал и заасфальтировать дорогу удалось лишь к вечеру субботы. Как утверждают коммунальщики, на реконструкции театра авария не скажется — на стройплощадку вода не попала.
В ходе работ специалисты «Мосводоканала» обнаружили, что в чугунной трубе, проложенной в 1992 году, образовался пролом по всему диаметру.
Поврежденный участок длиной 1,8 м демонтировали и отправили на экспертизу. Однако специалисты «Мосводоканала» сделали заключение, что сам водопровод в нормальном техническом состоянии. Подобные чугунные трубопроводы в столице эксплуатируются по 50 и даже более лет.
Между тем, столичные власти утверждают, что авария на водопроводе не связана с реконструкцией Большого театра. Так, первый заммэра Москвы Владимир Ресин во время традиционного субботнего объезда заявил, что никакого отношения к театру происшествие не имеет и вообще авария произошла не на территории производимых в нем работ. Хотя и признал, что причина разрыва трубы пока не установлена.
Не сильно отвлекаясь на аварию (команды «скорей-скорей» отдавал на месте другой чиновник, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков), Ресин рапортовал, что реконструкция театра достигла большого успеха: театр поставили на постоянный фундамент. «В Большом театре сегодня произошла большая победа. Театр посажен на свое постоянное место, практически без отклонений», — рассказал Ресин. Кто кого победил при этом, не совсем понятно. Но событие это действительно эпохальное.
Все 4 года реконструкции здание находилось на временных опорах.
Причем изначально проектировщики отводили на выемку грунта несколько месяцев, максимум полгода. До сих пор под Большим театром находилась двадцатиметровая пустота. И наконец-то под историческое здание подвели капитальный фундамент. Теперь оно опирается на гигантский железобетонный «стакан», в котором разместятся шесть ярусов для инженерии, складского хозяйства и механики для сценического хозяйства.
Как рассказал «Газете.Ru» разработчик проекта реконструкции театра Никита Шангин, вторая задача подземной конструкции заключается в обеспечении устойчивости здания. «Создается постамент с опорой на материк, — объяснил он. — И именно он обеспечит зданию Большого театра устойчивость на века. А технология «стены в грунте» защищает подземную часть театра от внешних воздействий так же, как и внешнюю среду от работ внутри театра».
Что до причин смещения грунтов и прорыва водопровода, то, по словам Шангина, сегодня он не может быть экспертом в этом вопросе. «Я давно не веду авторского надзора и не знаю, что там творят строители и чиновники, которые меня выжили», — отметил Шангин.
Между тем уже летом заговорили о многочисленных нарушениях, допущенных строителями при реконструкции Большого. Их действия привели к тому, что историческое здание осело в два раза сильнее, чем рассчитывали авторы проекта.
Под угрозой оказался не только Большой театр, но и соседние здания — ЦУМ, здание Речфлота и дом Хомякова. По словам научного руководителя проекта, первого вице-президента Академии архитектуры и строительных наук Вячеслава Ильичева, речь могла идти и о лавинном обрушении сразу нескольких зданий. При этом, по его словам, на объекте сложилась порочная система управления — долгое время на регулярно поступающие многочисленные замечания не было никакой реакции.
Еще одной причиной проблем ученый считает то, что все эти годы здесь распоряжались подрядчики, никогда прежде не занимавшиеся подземным строительством.
Действительно, хотя на участие в проекте изначально претендовали многие компании, имеющие значительный опыт подземного строительства, конкурс выиграла компания «СУИхолдинг», которая создала специально для проведения работ на площадке Большого театра подразделение «СУИПроект». После вмешательства в ситуацию президента страны завершение строительства было поручено столичному правительству. А мэрия передала подряд своему постоянному партнеру — компании «СУ-155».
Однако, по мнению члена президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко, эта организация также никогда не сталкивалась со спецификой подземных работ. «СУ-155» — это база ДСК, — объяснил Клименко. — Они ловко монтируют панельные дома, но не являются спецами по подземным работам. Сейчас они бросят на реконструкцию тысячу рабочих и в срок отрапортуют о завершении работ. Но что будет потом — неизвестно. Такими бесценными зданиями должны заниматься специализированные организации».
Что до причины последней аварии, Клименко согласен с версией «Мосводоканала» — земля вокруг стала подвижной и неплотной.
Кроме того, поспешность, с которой столичные власти старались избавиться от следов аварии, по мнению эксперта, еще может аукнуться.
«Мосводоканалу» приказали срочно все засыпать, лишь бы побыстрее забылась вся эта история, — заявил Клименко «Газете.Ru». — Но когда имеешь дело с землей и водой, спешить нельзя. С этими энергиями надо обходиться деликатно». Если место аварии просто засыпать, то возможны новые ЧП, считает и руководитель независимого Центра подземных исследователей и отряда «Диггер-спас» Вадим Михайлов.
По его мнению, при аварии огромная масса воды ушла в грунт, под
фундаменты сооружений и коммуникации в районе ГАБТа. И это может представлять серьезную опасность, в том числе и для ближайших станций метро. По мнению эксперта, необходимо принять срочные меры, чтобы не допустить других геолого-техногенных аварий в центре Москвы. «Нужен экстренный геомониторинг под всей территорией Театральной площади и даже Китай-города, — считает он. — Внедрения в грунты создали здесь подземные оползневые и суффозионно-карстовые процессы. И от их распространения водонесущие подземные коммуникации могли лопнуть, буквально рассыпаться в местах их провисания».