Руководство ОАО «АвтоВАЗ» сообщило некоторые итоги своей антикризисной программы и прогноз до конца года. Как сказано в официальном заявлении компании, резкое падение «продаж привело завод к необходимости резко сократить объемы производства». В этом году автогигант произведет в три раза меньше автомобилей, чем в прошлом году.
В 2008 году, по официальным данным, «АвтоВАЗ» произвел 801,6 тыс. автомобилей. В первом полугодии нынешнего года был произведен лишь 139 421 автомобиль. Таким образом, во втором полугодии автозавод планирует выпустить не больше 130 тыс. автомобилей.
Благодаря антикризисной программе, реализуемой с 21 мая, за первое полугодие заводу удалось сэкономить 3,7 млрд рублей, сказано в заявлении администрации. В целом же по итогам года ожидается экономия в размере 11,5 млрд. В числе антикризисных мер руководство ОАО упоминает сокращение числа дирекций «АвтоВАЗа» с 37 до 27 и числа «уровней управления» с 12 до 7, а также сокращение количества работников на 5 тыс. человек, о котором было объявлено 14 сентября.
В заявлении косвенно подтверждается и дальнейшее уменьшение числа рабочих, которое официально пресс-служба завода подтверждать отказывается. По словам нового президента ОАО Игоря Комарова, «о пенсионерах мы думаем в первую очередь. Перед теми из них, кто решит уйти в сентябре, «АвтоВАЗ» полностью выполнит обязательства по выплате корпоративных пенсий».
Ранее источник в Минпромторге сообщил «Газете.Ru», что планируемое сокращение до конца года 13,5 тыс. рабочих пенсионного и 5 тыс. рабочих предпенсионного возраста практически «не является ни для кого секретом». Общее число тех, кто будет сокращен – от 30 до 36 тыс. человек. Сейчас численность работников «АвтоВАЗа» уже официально сократилась с прежних 110 тыс. до 102 тыс. человек.
Руководитель независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев рассказал «Газете.Ru», что «зачистка» предприятия от стариков уже началась.
«С начала недели в массовом порядке представители администрации вынуждают работников, имеющих пенсионный возраст, увольняться по собственному желанию. При этом угрожают, что упрямых, возможно, лишат корпоративной пенсии. Речь идет о сумме порядка 100 тыс. рублей, — не выдаваемых единовременно, а перечисляемых в пенсионный фонд. Тем, кто не хочет уходить добровольно, намекают, что их в этом случае могут сократить на общих основаниях», – поясняет активист.
По словам Золотарева, нет никакой ясности и с теми пятью тысячами сотрудников, которых руководство намеревается сократить официально. «Кого именно уволят, от нас скрывают. В приказе сказано, что категории сокращаемых – это «руководящие работники, специалисты и служащие». Но, по нашим сведениям, Комаров просто поручил вице-президентам составить списки тех, кого надо вычистить, и передать их в управление по персоналу. Сколько там в итоге окажется клерков и сколько цеховых рабочих – загадка». Независимый профсоюз определился со временем начала масштабных акций протеста. По словам Золотарева, они начнутся большим общим митингом в середине октября.
За счет сокращений работников, считает аналитик агентства «Автостат» Андрей Топтун, в этом году завод много не сэкономит. «Скорее, наоборот – тут просматриваются затраты, – отмечает он. — Увольняемым полагается двухмесячное выходное пособие, пенсионерам – корпоративная пенсия. Всеми этими мерами не сэкономишь даже 1 млрд руб.» Между тем, убытки «АвтоВАЗа» за полгода составляют почти 17 млрд руб., а долг перед кредиторами – порядка 37 млрд.
Руководство завода обратилось к государству за дополнительной помощью – в виде субсидирования процентов по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники, близкие к «АвтоВАЗу». Общая сумма госпомощи может составить 30 млрд руб. – в дополнение к 25 млрд, уже выделенным заводу весной и освоенным практически полностью к середине лета.
«Дадут ли «АвтоВАЗу» эти деньги – вопрос спорный, — сомневается Андрей Топтун. – В любом случае правительство будет вынуждено балансировать на грани социального взрыва в Тольятти и желанием вывести предприятие на приемлемые экономические показатели. Другое дело, что 30 млрд не решат проблемы собственно завода: ведь эти деньги пойдут на выплаты долгов по кредитам. Правительство, если оно решится на эту помощь, окажет ее скорее банкам». С другой стороны, руководство страны совершенно точно не бросит предприятие на банкротство, уверен эксперт. Это уже вопрос престижа и сохранения единственного российского производственного гиганта в отрасли.
В четверг появились сообщения о сокращениях на другом автогиганте – в группе ГАЗ. Как сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в Минздравсоцразвития, до конца текущего года концерн планирует сократить 14 тысяч сотрудников.
Из 16 тысяч сотрудников предприятия почти 5,5 тысяч уже сокращены.
В пресс-службе группы ГАЗ эту информацию опровергают. Как пояснили «Газете.Ru» в компании, на предприятии действует программа переобучения, реализуемая совместно с региональными властями. «Эта программа позволяет избежать массовых сокращений, — пояснил собеседник. – В настоящее время речь идет о примерно 5 тысячах работников, которые отправлены в длительное обучение с сохранением основной части зарплаты».