Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) представила отчет по продажам новых легковых и коммерческих машин в июле на отечественном рынке. За первые семь месяцев было реализовано около 880 тыс. автомобилей – вдвое меньше, чем год назад.
В середине лета продажи автомобилей традиционно переживают не лучшие времена. В сезон отпусков желающих тратить время и средства на покупку авто немного. Производители учитывают сезонный фактор и самые интересные новинки берегут, как правило, до осени.
А потому неудивительно, что продажи в июле оказались на несколько тысяч ниже, чем в июне. Тем не менее некоторые производители говорят о положительной динамике в продажах, связанной со стабилизацией в экономике в целом.
Сразу у нескольких компаний продажи по сравнению с июнем подросли.
В их числе и лидер продаж в России – «АвтоВАЗ» — 213 тыс. машин. Четыре самые покупаемые модели – Priora, Samara, «классика» и Kalina – уходили из автосалонов лучше, чем в начале месяца. Самый заметный прирост (плюс 3 тыс.) наблюдался у Priora, a самый небольшой – у «классики» (плюс 67 машин). На втором месте по продажам – Chevrolet (68 тыс.). Он слегка сдал позиции за месяц. При этом спрос на бестселлеры марки Lacetti и Lanos составлял лишь половину от июньского. Исправить ситуацию производитель рассчитывает осенью за счет ярких новинок. С середины сентября в дилерских салонах появится новая модель Chevrolet Cruze. Эту машину будут собирать на заводе под Санкт-Петербургом и продавать по государственной программе льготного финансирования. Чуть позднее осенью GM рассчитывает начать продавать в России новую Opel Astra. Машина поступит в продажу почти сразу же после своей мировой премьеры. «Компания GM делала и продолжает делать ставку на российский рынок. Мы пришли в Россию всерьез и надолго», — отмечает в своем официальном обращении президент и управляющий директор General Motors в России и странах СНГ Крис Габби.
В случае с бронзовым финалистом – у «Форда» в июле наметился определенный «позитив» — 54,4 тыс. Оживился и интерес к самой востребованной в России иномарке – Focus. Впрочем, из рейтинга 25 самых популярных моделей исчезли Fusion и Mondeo. За счет больших скидок на Logan сразу на 3 позиции вверх в рейтинге самых продаваемых марок поднялся Renault (43,2 тыс.). Следом с совсем небольшим отрывом идут Nissan (43,1 тыс.) и Toyota (43 тыс.).
Впрочем, ни один крупный производитель пока не смог даже близко подойти к уровню продаж прошлого года.
Исключение составляют лишь модели Hummer. Его продажи увеличились в полтора раза. Хотя фактически речь идет о 850 автомобилях, проданных с начала года. Из 25 самых крупных компаний с наименьшими потерями переносит кризис лишь Audi – у нее продажи в этом году лишь на 9% ниже прошлогодних.
Автоконцерны отмечают, что в середине лета для покупателей стали более доступны кредитные программы, которые помогали стимулировать спрос на рынке. Способствовала небольшому оживлению и общая стабильность в экономике страны. «Мы надеемся, что предпринятые правительством меры смогут переломить эту тенденцию еще до конца лета. Тем не менее Комитет автопроизводителей призывает внимательно отслеживать ситуацию, чтобы удостовериться в их эффективности», — комментирует статистику продаж председатель комитета Дэвид Томас.
Эксперты прогнозируют, что уже с августа разрыв между данными за прошлый год и текущий начнет сокращаться.
Тем не менее в абсолютных цифрах определенное падение может сохраниться.
«В этом году показатели продаж сохранятся низкими, однако в сравнении с прошлогодними они будут меньше разниться. Это случится из-за того, что уже с августа в прошлом году спрос на рынке был заметно скромнее. Ровно год назад до России дошел мировой финансовый кризис. А в ноябре — декабре, к примеру, падение к прошлому году может и вовсе составить около 30–35%. Всего по году мы ожидаем сокращения рынка приблизительно вдвое — до 40–45%», — поясняет директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.