В Москве в четверг состоялась закрытая встреча поставщиков «АвтоВАЗа» с руководством завода и губернатором Самарской области Владимиром Артяковым. Поставщики просили поддержки предприятия, объясняя, что могут разориться. Как рассказали «Интерфаксу» сразу несколько участников встречи, исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров согласился помочь некоторым партнерам, но объяснил, что положение самого предприятия нельзя назвать стабильным. По его словам, уже принято решение о масштабном сокращении сотрудников завода.
По данным агентства, на улице могут оказаться больше 27 тыс. человек.
Губернатор Самарской области Владимир Артяков не исключает усиления напряженности на рынке труда в Тольятти в связи с увольнением работников ОАО «АвтоВАЗ» и предприятий-поставщиков завода. «Я оцениваю нынешнюю ситуацию в Тольятти как крайне неудовлетворительную. В августе конвейер останавливается, с сентября сокращается рабочая неделя. И, вероятно, нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников не только завода «АвтоВАЗ», но в том числе и смежников», — передает слова губернатора РИА «Новости».
Через полчаса после того, как СМИ передали эту информацию, пресс-служба «АвтоВАЗа» подготовила официальное опровержение. «Данная информация в принципе не соответствует действительности. В ближайшее время будет подготовлено официальное опровержение от лица компании. Никаких сокращений на заводе не планируется», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы «АвтоВАЗ» Денис Метальников. На заводе о грядущих сокращениях тоже пока ничего не известно. «Никаких сообщений по этому поводу пока не было», — сказал «Газете.Ru» один из рабочих. В пресс-службе государственной корпорации «Ростехнологии», владеющей «АвтоВАЗом», «Газете.Ru» также сообщили, что новость об увольнении четверти работников предприятия для них неожиданна и требует анализа. «Пока что мы не готовы к комментариям на эту тему», — пояснили в ГК.
Однако намеки на то, что сокращения возможны, проскакивают в заявлениях официальных лиц уже довольно давно и регулярно.
О том, что сокращения на «АвтоВАЗе» неминуемы, журналистам заявил и руководитель департамента экономического развития мэрии Тольятти Денис Жидков. Не стал отрицать возможности увольнений и руководитель пресс-службы предприятия Александр Шмыгов: «Никакой официальной информации на этот счет не поступало, но исключать ничего нельзя. Все-таки в мире кризис, и сокращения в автомобильной отрасли, в том числе и на российских предприятиях, явление не редкое». Как заявил ранее Игорь Комаров, примерно 10% руководителей завода также будут вынуждены искать новое место работы.
Однако о том, что сокращения могут принять такие масштабы, говорили только представители профсоюзов. Как рассказал «Газете.Ru» председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев, топ-менеджмент предприятия обсуждает вопрос о том, сколько человек можно безболезненно сократить.
«Не знаю, до какой цифры они договорятся, но, по моим данным, речь идет даже о сокращении 50% рабочих», – заявил Золотарев.
Впрочем, пока объявлять новую забастовку в связи с последними сообщениями в профсоюзе не готовы, но собираются ужесточить требования на митинге, запланированном на 6 августа.
В Минздравсоцразвития России «Газете.Ru» сообщили, что готовы к массовым увольнениям. Самарская область, как и остальные регионы Российской Федерации, сформировала собственную программу по снижению напряженности на рынке труда. «Программа была утверждена на правительственной комиссии, — пояснил собеседник. — Существует договор между главой региона и Рострудом. Программа по снижению напряженности предусматривает четыре основных направления работы. Это общественные работы, опережающее обучение сокращенных и планируемых к увольнению рабочих, а также содействие их самозанятости и помощь в переезде, если человек нашел работу в другом регионе. Программа на 95% финансируется из федерального бюджета и на 5% — из бюджета области».
По состоянию на 22 июля, отметили в Минздравсоцразвития, в России без работы официально числилось 2 152 500 человек.
Что же касается самих увольнений, то они находятся вне компетенции федерального министерства.
Независимые эксперты считают, что руководство «АвтоВАЗа» не решится на такой шаг, а регион, в свою очередь, не сможет обеспечить такое количество безработных рабочими местами. «Такой шаг маловероятен», — считает заместитель генерального директора агентства «Автостат» Сергей Удалов. По словам эксперта, ситуация на заводе сейчас крайне тяжелая – это связано с тем, что с сентября завод переходит на сокращенную 20-часовую рабочую неделю. «Обеспечить занятость 28 тыс. людей – нереальная задача для региона. Такого количества дворников ему просто не нужно. Администрация не пойдет на такой шаг. Такое количество безработных ей не потянуть. Возможно, что речь идет о том, что часть сотрудников будет переведена во вспомогательные подразделения, но фактически они останутся на заводе», — предположил он.
«АвтоВАЗ», как системообразующее предприятие, включен во все госпрограммы по поддержке со стороны правительства, пояснили «Газете.Ru» в Минпромторге.
«Они получают помощь в виде госгарантий, займов и субсидированных кредитных ставок для всей их модельной линейки. В ближайшее время других способов поддерживать предприятие в министерстве не планируется», — пояснил сотрудник отдела коммуникативных технологий Минпромторга.
Всего «АвтоВАЗ» уже получил от государства помощь на сумму 25 млрд рублей. Однако никаких обязательств по сохранению рабочих мест с предприятия не взяли.