На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

ЕвроОСАГО провалилось в дыру закона

Европротокол не для всех

Несмотря на многолетнюю подготовку к введению европротокола и прямого урегулирования в ОСАГО, страховщики нашли в законодательной базе лазейки, чтобы оставить прежний, выгодный для них механизм оформления ДТП. И чтобы получить положенную компенсацию, с 1 марта автомобилистам придется быть очень внимательными при оформлении аварий.

С 1 марта вступают в силу две новые для автомобилистов услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Речь идет о прямом урегулировании убытков в аварии, когда владелец может обращаться за деньгами в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника ДТП, и о европротоколе, который позволяет водителям самостоятельно (без гаишников) оформить аварию, в которой ущерб, по их оценке, не превышает 25 тыс. рублей. Для двух услуг важным условием является наличие полиса ОСАГО у обоих водителей (в ДТП не должно участвовать больше двух машин) и отсутствие пострадавших граждан.

В страховых компаниях особо настаивают, что при европротоколе люди не договариваются, кто из них виноват, а тщательно записывают схему ДТП в листке извещения (прилагается к полису) и разъезжаются по своим страховым компаниям.

И затем страховщики, исходя из заполненных схем аварии, решают, кому платить деньги. В течение 30 дней после обращения клиента в свою компанию она обязана либо возместить убытки, либо мотивированно отказать в компенсации.

Законодатели рассчитывали, что одним из сильнейших эффектов нововведения будет снижение автомобильного трафика. Ведь часто улицы бывают заблокированными из-за того, что водители машин, попавших в ДТП, долго ждут ДПС. В этой связи возникает сложность с оформлением европротокола, если хотя бы одна из машин застрахована по каско (риски «Угон», «Ущерб»), согласно которому для возмещения стоимости ремонта страховщику необходима справка ГАИ. «В настоящее время страховые компании работают по имеющимся правилам каско, согласно которым без справок из ГИБДД страховое возмещение может выплачиваться, если ущерб не превышает 3–5% от страховой суммы», — поясняет начальник управления автострахования СГ «Межрегионгарант» Алексей Мишин. Иными словами, если автомобиль застрахован на 500 тысяч рублей, то 5% от суммы как раз составляет 25 тысяч рублей по европротоколу. В то же время Мишин акцентирует внимание на том, что все зависит от правил, действующих в компании. Некоторые страховщики для снижения стоимости полиса могут исключить эту возможность, и тогда придется, как и раньше, дожидаться гаишников. То же касается случаев, когда человек не может самостоятельно определить ущерб.

Однако далеко не все автомобилисты смогут воспользоваться нововведением.

По словам директора по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимира Козлова, европротокол и прямое возмещение ущерба по ОСАГО будет действовать только для водителей, купивших полис ОСАГО начиная с 1 марта 2009 года. Свое решение страховщики объясняют тем, что опасаются всплеска мошенничества, который может их разорить. «Кроме того, прямое урегулирование убытков приведет к тому, что одна компания фактически на какое-то время будет кредитовать убытки другой», — заметил начальник правового управления РСА Андрей Юрьев. Это, по его мнению, в условиях кризиса отрицательно скажется на устойчивости компаний. Любой факт, который страховщики посчитают мошенничеством, они обязуются доводить до суда. «Это реальные уголовные сроки, и все должны это понимать», — пригрозил Козлов. Он отметил, что если суд не сможет наказать мошенника, то страховая сможет по закону увеличить для такого автомобилиста тариф по новому полису в полтора раза.

В РСА не смогли дать определенного ответа на вопрос, насколько законно отказывать в новых услугах водителям, купившим полисы до вступления изменений.

«Если бы у законодателя была идея распространить новую норму на старые договоры, то, в соответствии с Гражданским кодексом, такая норма была бы прописана в законе ОСАГО, — поясняет позицию РСА Козлов. – Поскольку такой нормы нет, вывод у юристов РСА один: нововведение распространяется только на договоры, заключенные с 1 марта».

Независимые юристы тоже признают, что автомобилистам со старыми договорами будет сложно добиться права на новые услуги даже в суде. «Пока практика решения подобных споров отсутствует, поэтому мало вероятности, что судьи смогут в ближайшее время решить этот вопрос в пользу автомобилистов», — заметил автомобильный адвокат Алексей Голубев.

Новости и материалы
Двое взрослых и ребенок отравились угарным газом из-за долга за свет
Водонаева заявила, что ей не хватает Урганта на российском телевидении
Губернатор Запорожской области заявил о продвижении ВС РФ по всем фронтам
Генсек НАТО присоединится к переговорам по Украине в Берлине
Муж Ани Лорак о браке с певицей: «Я видел ее в трудные моменты, когда проще было сдаться»
В Челябинске водитель обматерил инвалида, который на коляске выпал из автобуса
В США раскрыли потери американского бизнеса от западных санкций против России
Рейс авиакомпании KLM был отменен из-за крысы на борту
Страна Балтии призвала граждан воздержаться от поездок в Россию
Машина с белгородцами разбилась об столб, и это попало на видео
Опубликовано видео со львом, пострадавшим при атаке ВСУ на зоопарк в Васильевке
Илон Маск назвал альтернативу термоядерным реакторам
Российские компании начали внедрять системы прогнозирования увольнений
«Едят килограммами»: россиян предупредили об опасности мандаринов
Экс-вице-премьер Сербии заявил о подготовке Евросоюза к войне с Россией
СК подтвердил, что нашли группу туристов, пропавшую в Пермском крае
Марина Александрова поделилась редким фото с дочерью
Жительницу Белгорода арестовали по статье о госизмене
Все новости