Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) направил обращение к российскому правительству с предложением пересмотреть решение о повышении таможенных пошлин на автомобили иностранного производства в России. По мнению генерального директора ассоциации Франка Шауффа, такая мера не может способствовать выходу из экономического кризиса, а лишь усугубляет положение страны.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас заметил в четверг на пресс-конференции, что меры, которые принимает правительство, ударят по покупателям, которые вынуждены переплачивать за автомобили. «Мы платим налоги и создаем рабочие места. У российских властей не должно быть причин создавать для нас эти проблемы. Диалог с правительством по отмене новых пошлин на импортные автомобили — задача номер один на 2009 год», — рассказал вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Как пояснила «Газете.Ru» координатор комитета Ольга Букова, в ответе из правительства лишь еще раз проговорена официальная позиция по этому вопросу.
«В течение года планируется расширить диалог с правительством. К примеру, мы рассчитываем организовать ряд встреч с представителями российской власти с тем, чтобы совместными усилиями искать эффективные средства поддерживать автопроизводство в России», — уточнила она.
«Несмотря на кризис, Россия остается одним из наиболее динамичных и конкурентных рынков. Пошлины мешают развитию продаж иностранных брендов. У компаний недостаточно средств, чтобы инвестировать в развитие производств, в том числе и в России. Из-за этого пострадают те, кто так и не сможет продавать компоненты для новых автопроизводств», — считает Дэвид Томас.
Как показала ситуация в 2008 году, иностранные модели доминируют на российском рынке: их доля составляет 71%. Причем только за прошлый год она выросла на 6%. От российского рынка в наступившем году автопроизводители не ждут высоких продаж. Их прогноз на текущий год составил 2,4 млн машин, что на 19% меньше, чем в 2008 году. По сути, за ближайший год отечественный авторынок почти вернется к уровню годовалой давности. «Наши оценки более сдержанные, чем у других специалистов. Многие из них считают, что рынок может сократиться сильнее — даже на 45%. Мы думаем, что этого не произойдет», — отметил Мартин Ян. По мнению иностранных автопроизводителей, российский рынок по-прежнему не насыщен и будут те, кто просто не сможет откладывать покупку машины», — пояснил он. Однако в условиях, когда кредитование стало практически невозможным, а пошлины приведут к подорожанию за год еще примерно на 10%, ждать высоких результатов не приходится.
В условиях кризиса от величины автомобильных пошлин зависит очень многое. «За последнее время влияние АЕБ как лоббистской организации достаточно заметно усилилось», — считает консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. Впрочем, до сих пор организации не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда их мнение расходится с политикой государства.
«В данном случае на лицо конфликт интересов российских автопроизводителей и иностранных. Очевидно, что добиться господдержки для первых проще», — замечает Бончев.
С другой стороны, у иностранных производителей существуют сильные связи с Евросоюзом. «Российский автомобильный рынок очень важен для Европы. Не исключено, что в ЕС захотят напомнить России о тех обязательствах, которые она на себя взяла в рамках подготовки к вступлению в ВТО», — добавляет эксперт. По его словам, важным может оказаться и тот факт, что у двух крупнейших российских игроков возникли иностранные стратегические партнеры – сами по себе очень сильные игроки мирового уровня. У «АвтоВАЗа» это Renault, а у «КамАЗа» — Daimler.
Впрочем, по мнению участников рынка, организация едва ли станет действовать радикальными методами, скорее всего, они так и будут обращаться в правительство письменно и пытаться в устных беседах убедить чиновников изменить свое решение. «Скорее всего, автопроизводители даже не определили четкий порядок действия в этом вопросе. И едва ли в данном случае можно предположить, что у АЕБа есть инструменты давления на правительство», — считает один из участников автомобильного рынка. В первую очередь новые пошлины бьют по кошельку самих автолюбителей. «С профессиональной точки зрения стоять на стороне потребителя для автомобильных компаний – единственное верное решение. Но необходимо и участие к проблеме самих автолюбителей. Только если власти будут знать, что против такого решения выступают люди, что-то может измениться», — добавляет эксперт.