Иностранные автопроизводители опубликовали последние в этом году данные о продажах на российском рынке. Как показала статистика комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи иномарок стремительно покатились вниз. За 11 месяцев отечественный автопарк пополнился лишь 1,9 млн новеньких иномарок. В ноябре автолюбители купили 136,5 тыс. машин. Впервые за четыре года спрос на иномарки в России упал: по сравнению с ноябрем прошлого года россияне приобрели на 15% меньше машин.
Дилеров не спасли даже многочисленные скидки и выгодные предложения.
Большинство из них сейчас пытаются справиться с «залежами» непроданного товара, скопившегося на складах. «Почти по всем моделям запасов на наших складах хватит на два месяца вперед», — пояснил «Газете.Ru» один из продавцов.
Впрочем, так как продажи упали практически во всех сегментах, пятерка лидеров, определившаяся еще в середине года, осталась прежней. Первым к «финишу» пришел Всеволожский Ford Focus. На второй строчке Chevrolet Lacetti, на третьей — Renault Logan. Четвертую позицию занял Hyundai Accent. А замкнула пятерку Toyota Corolla. Лишь Lacetti по сравнению с прошлым годом показала прирост. По мнению представителей компании, модель оказалась успешной за счет того, что пришлась ко времени. «Люди готовы покупать автомобиль даже за наличные. В последние месяцы число Lacetti, которые покупают не в кредит, стало намного больше», — говорит пиар-директор «Дженерал Моторс Россия» Сергей Лепнухов.
Некоторые из тех, кто раньше рассматривал покупку дорогой модели в кредит, в условиях кризиса сделали выбор в пользу более доступных моделей. В этой же связи достаточно успешны оказались продажи Volkswagen и Skoda. «Еще в середине года концерн снизил цены на модели российской сборки. Кроме того, представил несколько интересных новинок и таким образом привлек к себе внимание покупателей», — поясняет пиар-менеджер марки Skoda в России Тимур Алиев.
Относительно неплохо чувствуют себя в России и французы. «За счет сильных продаж новых внедорожников Peugeot 4007 и Citroen Koleos, сделанных на базе Mitsubishi Outlander XL, оба производителя смогли компенсировать достаточно слабые продажи недорогих моделей. Внедорожник стоит около 40 тыс. По статистике, эти модели меньше зависят от кредитов, чем более дешевые», — пояснил эксперт ГУ «Высшая школа экономика» Генрих Пеникас.
Хорошо заканчивают год и японские производители.
На фоне кризиса выросли продажи Toyota Corolla, Honda Civic и CR-V, а также Nissan Qashqai.
По словам Пеникаса, у популярности японцев несколько причин. «Во-первых, эти машины более привлекательны с точки зрения последующей перепродажи на вторичном рынке через несколько лет. А во-вторых, на многие из них выстроились достаточно длинные очереди. Причем в большинстве случаев покупатели вносили крупные предоплаты. Откажись они от покупки теперь — деньги уплаченные заранее просто сгорели бы», — заметил он.
Впрочем, очереди даже на эти модели уже закачиваются, а экономическое положение в стране становится все тревожнее. Оттого прогнозы экспертов на следующий год негативные. В следующем году продажи автомобилей будут значительно ниже, чем в 2008-м, прогнозируют эксперты Объединения автопроизводителей России.