В пятницу в Госдуме приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), согласно которому в статье появится дополнительный пункт — «об усилении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения». Состояние опьянение водителя фактически признается отягчающим обстоятельством при серьезном ДТП, и у такого автомобилиста практически не остается шанса обойтись минимальным наказанием.
Так, если в результате аварии по вине пьяного водителя произошли тяжкие последствия для других граждан, то виновник сядет за решетку на срок до трех лет. Трезвые водители в этом случае по-прежнему смогут обойтись условным сроком, арестом на 3–6 месяцев или лишением свободы на срок до двух лет. Если же в автокатастрофе погибнет человек, то пьяного водителя могут лишить свободы на срок до 7 лет вместо 5 лет. В случае гибели двух и более людей верхний потолок тюремного заключения ограничивается 9 годами вместо 7, как установлено сейчас.
Все санкции сопровождаются лишением права управлять транспортным средством в течение трех лет.
«Предлагаемые изменения законодательства Российской Федерации позволят значительно снизить количество ДТП и тяжесть их последствий», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По данным ГИБДД, за 9 месяцев 2008 года по вине пьяных водителей произошло более 10 тыс. ДТП, это ниже аналогичных показателей прошлого года почти на 17%.
«Очень суровые наказания, но нашей фракции «Единая Россия», да и большинству депутатов Государственной думы представляется, что у нас сейчас нет выбора. Нужно идти по пути ужесточения наказания, особенно за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Поскольку при всех усилиях, которые предпринимаются в последние годы, очень медленно снижается количество ДТП, которые приводят к тяжким последствиям», — поясняет «Газете.Ru» одобрение законопроекта первый зампред Госдумы Олег Морозов.
По словам депутата, статистика показывает, что по вине пьяных гибнут дети и огромное число людей остаются покалеченными.
Гаишники одобрили известие об ужесточение наказаний. «Официальная позиция ГИБДД такова: мы положительно оцениваем принятие этого законопроекта», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы ГАИ России Дмитрий Лейбов.
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что ужесточать ответственность пьяных водителей необходимо, но после того, как государство проведет ряд социальных мер. «Только одними наказаниями проблему не решить — ну что, если поднять на два года или больше сроки, все сразу испугаются и перестанут пить?» — задается вопросом Похмелкин. По его мнению, у государства должна быть вразумительная алкогольная политика и социальная реклама «трезвого водителя».
«А то у нас одной рукой ужесточают наказания, а другой разрешают рекламу пива и скрытую рекламу более крепких напитков, — говорит Похмелкин. — Без комплекса социальных мер эффект от такого ужесточения не превысит 2%».
Схожей позиции придерживается юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов. «У нас в стране люди мало интересуются законами, и даже не каждый юрист знает содержание кодексов не по его профилю», — говорит Бикбов. Правозащитник уверен, что введение подобных норм, безусловно, даст повод правоохранителям требовать взятки с пьяных водителей.