За 9 месяцев 2008 года в Петербурге произошло 314 ДТП с участием маршруток, в результате которых 34 человека погибли, а 445 были ранены. Последняя крупная катастрофа произошла вечером 26 октября, тогда маршрутный автобус компании «Питеравто» налетел на остановку общественного транспорта на Таллиннском шоссе. В результате погибли 6 человек, в том числе 3 детей. Теперь Министерство транспорта города рассматривает вопрос о лишении «Питеравто» лицензии – согласно официальному сообщению ведомства,
эта фирма за свои нарушения и недочеты имела шансы потерять разрешение на работу 7 раз только за 2008 год.
На совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Полукеева, посвященном ситуации с «Питеравто», заместитель главы ГУВД Петербурга Анатолий Агошков предложил внести в Госдуму законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для владельцев компаний-перевозчиков. По его словам, уголовного наказания только для водителей, виновных в аварии, недостаточно. Пока что руководителям предприятий в такой ситуации грозит только административная ответственность.
По мнению председателя комиссии по правопорядку и законности парламента города Аркадия Крамарева, юридически сформулировать инициативу замглавы ГУВД будет крайне тяжело. Поскольку нельзя нарушить главный принцип уголовного права:
«Вменять в вину необходимо конкретное действие или бездействие. А каково оно для руководителя транспортного предприятия в ситуации, когда маршрутки попадают в аварии?» — удивился парламентарий.
Пока законодатели ломают голову над идеей милиции, компания «Питеравто» расплачивается за ДТП. В минувшую пятницу с постов были уволены несколько руководителей «Питеравто» за «необеспечение контроля над работой предприятия». Компания лишилась одного из маршрутов на Невском проспекте. Водитель автобуса, попавшего в аварию, взят под стражу. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса РФ – нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более людей.
Всего с начала 2008-го в результате проверок работы перевозчиков к уголовной ответственности за нарушение правил безопасности привлечены более 10 водителей. Весь год ревизоры транспортных предприятий утверждали, что причина многочисленных жертв – кадровая политика маршруточников. Руководители фирм нанимают неквалифицированных водителей. Сами перевозчики эти обвинения опровергают.
Причем в аварии на Таллиннском шоссе был виноват трезвый русский водитель с большим стажем работы.
Более того, угрозы подвести руководителей фирм под уголовную ответственность на предприятиях считают попыткой свалить на транспортников недоработки в организации перевозок в городе. Так, глава ассоциации независимых перевозчиков Петербурга Александр Масюк полагает: «Ситуация, которая случилась с «Питеравто», – прямое следствие транспортной концепции, внедренной самим же городским правительством. Из соображений бюджетной экономии Смольный передал частным предприятиям не только коммерческие, но и социальные маршруты», — пояснил эксперт. По его словам, не давая ни копейки денег, правительство Петербурга обязало ряд компаний работать по государственным расценкам и с бесплатной перевозкой льготников. Однако на таких условиях компаниям трудно сохранить качество работы. В итоге, чтобы избежать разорения, перевозчики вынуждены отправлять на рейсы водителей в сверхурочное время.
Глава ассоциации перевозчиков населения Петербурга Василий Киселев также считает идею милиции абсурдной. «Такие предложения всегда удивляют. Может, вообще казнить будем? В советское время был период – в течение лет 15-ти – когда сажали без разбора всех водителей-участников ДТП со смертельным исходом. Вне зависимости, виноваты они или нет. Сколько судеб искалечили – до сих пор неизвестно. И что? Разве это средство понуждения к соблюдению ПДД?» — возмущен эксперт.